Поиск по блогу:

суббота, 3 апреля 2021 г.

Бумагостаканы и почвоблоки для рассады

Три года тому назад на меня произвели неизгладимое впечатление простота и доступность самостоятельного изготовления плёночных кульков для пикирования рассады, и всё это время я считал освоенный подход вершиной рационализма и минимализма, поскольку совершенно аналогичным способом делают ёмкости для рассады неисчислимое количество любителей и профессионалов (русскоязычный интернет тому свидетель).

А пару дней тому назад ещё более неизгладимое впечатление на меня произвёл свежий англоязычный видеоролик на ту же самую тему, но предлагающий вариант, кардинально изменяющий несколько базовых мировоззренческих концепций. И я не смог удержаться и решил воплотить новую технологию взамен считавшейся, до сих пор, безукоризненной.

Читать дальше...

Как–то сложилось, что проблемы экологии в нашем обществе считаются второстепенными, а движение и акции «зелёных» — уделом чудаков, мающихся всякой ерундой. Чего греха таить, примерно такие же убеждения разделял и я бо́льшую часть своей жизни, но в последние годы что–то начало изменяться и во мне, и среди моих близких: уже не кажется глупой необходимость разделения отходов и отдавать в специальный приёмник использованные батарейки, вызывает внутренний дискомфорт неисчислимое количество пластиковых пакетов, используемых по любому случаю, не оставляют равнодушным невообразимые свалки.

Казалось бы, особой угрозы от полос пластиковой плёнки, используемой для самодельных рассадных стаканов нет: я их не выбрасываю в мусор, употребляю для той же цели снова и снова. Тем не менее, осознание того, что пластик разлагается в течение 450 лет, поселяет в душе непреходящий дискомфорт — раньше или позже придётся от материала избавляться (ничто не вечно). С другой стороны, бумага почти разлагается за один сезон, — по крайней мере, за четыре–шесть недель, благодаря влаге и микроорганизмам почвы, полностью теряет, для начала, свою цельность и прочность, — и это означает, что в большинстве случаев не потребуется удалять «обёртку» грунта перед высадкой рассады в грядку.

Удаление ненужной плёнки при переносе рассады на грядку иногда создаёт существенные неприятности: ком грунта, в котором развивалось растение, может развалиться, обнажая корни и подвергая их угрозе повреждения при укладке в лунку. Зато деградация бумажной оболочки стакана–кулька создаёт принципиально отличающиеся условия для развития корневой системы рассады: если в пластиковой ёмкости корешки вынуждены «ютиться» в ограниченном пространстве (скручиваться в клубок), то, проникая сквозь размягчённо–разъеденную бумагу, они получают возможность выйти за пределы почвенного комка, сохранить свою естественную форму и более высокую готовность к дальнейшему развитию после высаживания в грунт вместе с цельным комом рассадной почвы.

В процессе осмысления «бумажного вектора» в формировании ёмкостей для рассады мне пришлось ознакомиться с целой серией видеороликов и статей (все тоже англоязычные), и я удивился, что в подавляющем большинстве случаев для таких стаканов используются газеты. Неужели на Западе народ настолько консервативен, что продолжает пользоваться столь архаичными носителями? Честно говоря, не помню когда я в последний раз держал в руках обычную бумажную газету (рекламные буклеты не в счёт) — уже много лет получаю всю необходимую информацию из Сети. Более того, не знаю, кто из моих знакомых и родственников выписывает подобную «макулатуру».

Несомненным положительным фактором является то, что бумага, на которой печатаются газеты, биологически разлагаема. Однако, в процессе изготовления она подвергается отбеливанию, на ней имеется типографская краска и, порой, она покрывается чем–то, придающим ей глянец. Издатели утверждают, что время токсичных материалов давно прошло, например, типографская краска изготавливается на растительном масле (как правило, соевом) и не содержит свинца. Тем не менее, в экологическом «уравнении», — с одной стороны „за“, с другой стороны „против“, — присутствуют неизвестные и неопределяемые химические переменные, то ли безвредные, то ли не очень. В любом случае, использовать или нет газету для изготовления «кульков» — добровольное решение каждого конкретного растениевода в пределах полномочий на отведённых ему сотках собственного огорода.

Лично я склоняюсь к использованию неотбеленной, вторичной бумаги, на которой ещё ничего не печаталось. Этим требованиям соответствует чистая газетная бумага (лист формата А4 сто́ит от 10 копеек), оберточная (в рулонах шириной 1 м, лист А4 из неё стоил бы 15 копеек), крафт (от 20 копеек за лист А4), а также укрывная, малярная, маскировочная — много различных названий, но их суть, скорее всего, одна.

В качестве шаблона для изготовления стакана может использоваться консервная банка (жестяная, как до сих пор у меня, или стеклянная), бутылка (говорят, особо хороша из–под шампанского), обрезок трубы (например, пластиковых водопроводной или канализационной) и тому подобные жёсткие цилиндрические объекты, если предполагается формировать цилиндрические ёмкости.

Дело в том, что по некоторым соображениям более предпочтительной оказывается прямоугольная форма (если точнее, то параллелепипедная). Во–первых, круглые (цилиндрические) объекты гораздо труднее укладываются и упаковываются, что создаёт неудобства при транспортировке и их перемещении. Это воспринималось как анекдот, но десяток лет тому назад мне на глаза попалась заметка о работах селекционеров над выведением арбузов кубической формы — исключительно для повышения плотности укладки при перевозке. Затем я узнал о принятом за границей стандарте на форму бананов, существенно ограничивающем допуски на кривизну плодов: опять же, чтобы больше помещалось в коробке, и они там не болтались при транспортировке (все отбракованные по этому критерию, похоже попадают к нам). После этого я серьёзно засомневался, что предыдущая хохма с квадратными арбузами была действительно хохмой.
Во времена моей далёкой юности большой популярностью пользовался цикл анекдотов про армянское радио: этому радио, якобы, задавали глупые вопросы, оно давало остроумные ответы, а порой загадывало загадки:

— Квадратное зелёное полосатое под кроватью лежит. Что это?
— Коврик.
— Нет, арбуз.
— Почему «квадратный»?!!
— Чтоб не выкатывался.

Если мой читатель плохо помнит или туманно представляет себе советские реалии, то сообщу о всенародной традиции закупать арбузы осенью в большом количестве (сотню—полторы килограммов), и складывать их на хранение в комнате под кроватью (на балконе они быстро портились из–за колебания дневных и ночных температур) — бывало долёживали до Нового года, только становились чуть вялыми.

Во–вторых, форма параллелепипеда более жёсткая, по сравнению с цилиндрической, и более устойчивая, а отсутствие какой–либо упругости у пластиковой плёнки, в принципе не позволяет ей сохранять «угловатость». И, наконец, параллелепипед более устойчив, хотя в этой части огромную роль играет соотношение площади его основания и высоты.

В общем, кроме замены материала для изготовления стаканов, решил я изменить и их форму. Почему–то большинство приверженцев «квадратно–газетных» стаканов используют приёмы оригами (вот один из способов) — на мой взгляд, избыточно трудоёмкий, материалоёмкий и длительный процесс, который, возможно, имеет право на применение при неспешной подготовке к сезону долгими зимними вечерами. Зато упомянутый мной в начале статьи «судьбоносный» видеоролик демонстрирует быстрое и простое формирование «бумагостаканов» привычным наматыванием на деревянную болванку (75×75×165 мм) полосы укрывной бумаги размером 165×450 мм (см. изображение внизу слева). Надеюсь, автор ролика не выдвинет мне «предъяву» за то, что я «выцепил» из его видеоряда приведенные ниже картинки (я ведь опубликовал ссылку на всё его видео!): на центральной и правой изображены «строй» ёмкостей и проникновение корней через бумагу.

Особой необходимости в столь высокой (165 мм) деревяшке нет, но автор решил дополнительно использовать её ещё и в качестве мерки–шаблона для разметки бумажных полос (они такой же ширины) — честно говоря, весьма сомнительный «лайфхачик».

Дискуссии, развернувшиеся в комментариях к видео, открыли для меня существование ещё одного решения для выращивания рассады — почвенные блоки (soil blocks). У нас аналогичная идеология реализована при помощи торфяных или кокосовых таблеток, но мне не приходилось когда–либо слышать о самостоятельном изготовлении подобных таблеток огородниками–любителями.

Среди очевидных преимуществ грунтовых кубиков (здесь — видео на английском) — полное отсутствие оболочек для субстрата (уменьшение затрат на выращивание рассады), снижение стресса от пересадки у растений (не исключено, что и у огородника), ликвидация ограничений для свободного развития корневой системы (ничто не мешает корням выходить за пределы почвенного массива). Вместе с тем, приспособление для формирования блоков (см. фото внизу слева) имеют неожиданно высокую стоимость, — двадцать пять «американских денег» на подобные цели не вписываются в мой бюджет, — тем более, для приобретения полного комплекта (¼", 2" и 4", то есть, 6, 50 и 100 мм — см. центральное фото внизу). Мне удалось разыскать прототипы самодельных «почвоблокеров» (см. фото внизу справа), но отчёты об их применении демонстрируют изрядное неудобство практического использования (возможно, попавшиеся мне конструкции недостаточно продуманы).

Более всего в технологии грунтовых блоков меня смущают два аспекта. Во–первых, для их изготовления требуется особая подготовка субстрата: он должен хорошо «лепиться» и не рассыпаться в процессе эксплуатации (вспомните свои детские забавы с мокрым песком и пасочками на пляже), в то время как состав почвы для ёмкостей определяют, главным образом, потребности рассады. Во–вторых, сформированный блок представляет собой спрессованный массив грунта, но вся агротехника утверждает о крайней важности свободного доступа воздуха к корням растения, то есть, рыхлой почвы — опять–таки, грунт в ёмкости выглядит более предпочтительным вариантом.

Пока я работал над этой публикацией, во мне креп и усиливался зуд, побуждающий к немедленному изготовлению нового «квадратного» шаблона для «бумагостаканов», но коварное усиление карантина в Киеве сделало невозможным выезд в село (электрички, может быть, и ходят, но добраться до неё по городу невозможно: в городской транспорт пускают только по пропускам). Когда я смирился с неизбежной задержкой (в самом оптимистичном случае послабление наступит 16 апреля), начали возникать идеи необычного конструктивного решения для приспособления, способного служить и шаблоном для бумажного стакана, и штампом для почвенных блоков.



Комментариев нет:

Отправить комментарий