Лепка нового тандыра, как и первая попытка, начинается с подготовки глины. Предыдущий вариант — смесь двух частей огнеупорной каолиновой глины и одной части более жирной ПГОСА–0, — давал, всё–таки, тощую глину. Специалисты утверждают, что глина для тандыра и должна быть «тощеватой», но каких–либо критериев пониженной жирности (по сравнению с нормальной глиной) не указывают.
В порядке эксперимента решил немного «поднять планку»: добавил чуть больше жирной составляющей,в результате получилось на 15 частей огнеупорной глины 9 частей ПГОСА–0, то есть,расчётное содержание Al2O3 (один из основных параметров, определяющий жирность глины) составляет 23,1% — совсем немного больше, чем для первого тандыра.
Читать дальше...Стремясь более тщательно следовать рекомендациям гончаров, затворил водой предназначенную для первого этапа лепки глину (около 45 кг) до состояния густой сметаны и оставил размокать на пять дней. Честно говоря, необходимость в этой технологической операции вызывает у меня серьёзные сомнения: подобной замачивание предписывается глине, добываемой самостоятельно и имеющей различные посторонние включения, а моя глина уже очищена и размолота до тонкодисперсного состояния (как пудра). В этот раз я насыпал глину небольшими порциями в воду, постоянно размешивая — получилось гораздо удобнее и проще, чем при замесе глины для первого тандыра, когда и бухнул воду в большое количество сухой глины и потом не знал как исправить ситуацию. Перед добавлением глины я размешивал в пяти литрах воды столовую ложку пищевой соды — говорят, это улучшает качество готового материала.
Тем не менее, решил всё–таки выдержать свой материал в воде положенное время. Побудительной причиной к такому решению явились сомнения в однородности использованной при лепке глиняной массы: разлом одной высохшей полосы, из которых послойно формировался тандыр показался мне недостаточно хорошим (см. фото слева). Впрочем, я могу ошибаться и эта оценка не соответствует действительности: посмотрим, что окажется на сломе полосы из «правильно» подготовленной глины.
Изначально я определил глину «настаиваться» в плотный полиэтиленовый мешок, но идея оказалась неудачной: со временем глина должна «выдавить» лишнюю воду поверх себя (жидкость потом удаляется), и хотя этот процесс уже начался (см. фото внизу слева), часть отделившейся от глины воды оказалась заблокированной в нескольких кавернах под плёнкой (см. центральное фото внизу). Пришлось в срочном порядке на третий день выдерживания сооружать из отходов пиломатериалов ящик (внутренний размер 200×700×820 мм — см. фото внизу справа), выстелить полиэтиленовой клеёнкой и перегрузить в него полужидкую глину.
На протяжении всего периода подготовки к изготовлению глиняного дворового очага (около трёх лет), мне не давала покоя практика восточных тандыростроителей добавлять в глину органические волокна: узбеки — овечью шерсть, турки — волокна хлопка. Цель подобных включений является объектом горячих дискуссий на различных строительных и гончарных форумах: одни утверждают, что делается это для «отощения» слишком жирной глины, другие — для армирования изделия.
Оба мнения изначально вызывали у меня сомнения: для понижения жирности глины можно добавлять песок (его ничуть не меньше, чем глины и он неоспоримо дешевле шерсти), а короткие органические волокна никак не могут добавить прочности стенкам (это же на стальная армирующая сетка), особенно если они выгорают при обжиге или даже относительно небольшом прогреве очага.
А совсем недавно мне, похоже, удалось найти приемлемое объяснение. Просматривая малоинформативный, в принципе, видеоролик индийской гончарки (или гончарицы?) про проблемы с обжигом глиняных скульптур, обратил внимание на повреждения одного из её изделий, вызванное тем, что находящаяся в глине вода не могла найти себе выхода при нагревании и, набрав достаточно высокое давление, вырвала кусок поверхности скульптуры.
Ситуация показалась мне очень похожей на то, что происходило с моим первым тандыром при обжиге, — он был фактически разорван на куски неведомой силой, — а также позволила по–новому взглянуть на функцию уже упоминавшихся органических волокон: скорее всего, они образуют в глиняном массиве что–то наподобие капиллярных ходов, которые облегчают той же воде более спокойно (без летальных последствий) выходить из тела изделия. У гончаров, работающих с традиционными небольшими формами — горшками, кувшинами, прочей посудой, — подобная проблема, похоже, не возникает, поскольку их изделия тонкостенны, лишнюю воду в себе не содержат и дополнительные мероприятия по её отводу при обжиге не требуются. Может быть, именно поэтому приём с добавлением в глину шерсти и остаётся для широкой глиномесящей общественности загадкой и необъяснимой странностью.
Взявшись следовать рекомендациям специалистов (глину я уже замочил на несколько дней), решил прислушаться и к двухтысячелетней народной традиции: как бы там ни было, не просто так восточные мастера добавляют в глину органические волокна. Вот, только ни шерсти — козьей, овечьей, кроличьей или, хотя бы, верблюжьей, — ни хлопковых волокон у меня нет. Зато есть эковата — распушенная целлюлоза (см. фото справа), можно сказать, древесная шерсть: имеется довольно солидный запас для теплоизоляции стен и перекрытий.
Для тандыра моего размера потребуется около двух килограмм волокон, теперь предстоит их равномерно распределить по порциям глины: замочена только первая, для одного модуля–кольца.
«И вот на этой оптимистической ноте» решил я прекратить эксперимент с «глубоким» замачиванием материала (много воды и длительный срок вымачивания). На некоторых видеороликах, собранных в процессе подготовки к тандыростроению, соединение глины с водой происходит непосредственно перед лепкой, правда, сопровождается весьма интенсивным вымешиванием. Глина, имеющаяся в моём распоряжении — очень тонкого помола, и первоначальная мысль об избыточности обильного и продолжительного замачивания, похоже, оказалась верной: буду переходить на экономный режим подготовки глины, то есть, затворять небольшим количеством воды и выдерживать во влажном состоянии пару дней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий