Поиск по блогу:

понедельник, 22 июня 2020 г.

Для ворот — неповорот: подготовительные работы

«Последний бой — он трудный самый» поётся в известной песне, и нельзя оспорить это глубокомысленное утверждение. Мой «последний бой» с ограждением «имения» заключается в сооружении ворот и калитки: все заборы уже возведены, необходимо закрыть оставшуюся «дырку», предназначенную для проезда транспорта и прохода трудящихся, учащихся и пенсионеров.

Долгое время трепетная инженерная мысль билась над конструкционным решением, которое традиционно виделось в виде распашных ворот. Но интуиция, напитавшаяся жизненным опытом, постоянно вносила ноты и аккорды сомнений: опорные столбы для будущих ворот, так же, как, впрочем, и для забора сделаны из деревянного бруса 100×100 мм, поэтому вполне резонно не утихали сомнения по поводу того, выдержат ли эти столбы длительное воздействие навешанных тяжёлых конструкций.

Читать дальше...

Совершенно случайно на глаза попался сюжет с откатными воротами, причём не навороченными консольными, автоматическими, а весьма и весьма простыми — катающимися на опорных роликах по уложенному на грунт монорельсу. Оказалось, что решение довольно простое, бюджетное и, самое главное, никоим образом не нагружает столбы, ограничивающие проём. Похоже, то, что надо: бесповоротно принимается к исполнению неповоротное исполнение заграждения.

Нашёлся поставщика необходимых комплектующих: два стальных ролика на кронштейне для крепления на нижней кромке воротной рамы (∅78 мм), уловитель с прижимной планкой (удерживает и зажимает свободный конец ворот) и направляющая с двумя пластиковыми роликами, поддерживающая конструкцию в вертикальном положении при перемещениях (откате и накате).

Функцию монорельса запросто выполнит обычный катаный уголок, по наружному прямому углу которого с нескрываемым удовольствием станут кататься братья–ролики, нужно только подобрать профиль с максимально толстыми стенками.

Для вычисления необходимой длины направляющего рельса и, соответственно, опоры, на которую будет уложен уголок (не на грунт же, в конце концов) пришлось рисовать картинку (см. эскиз слева) — не осилил я эту арифметическую задачку в уме. О том, из чего сделать лежень у меня изначально не возникало даже тени сомнения.

Если для консольных откатных ворот настоятельно рекомендуются массивные железобетонные опоры с погружёнными в массив мощными швеллерами, то для ворот на монорельсе действующие нагрузки будут на порядок (если не на два порядка) меньше, поэтому вполне достаточно серьёзного деревянного бруса.

Потребная длина рассчитывается исходя из ширины проезда (4 м) и небольшого запуска за левый столб (25 см) —это будущая длина собственно ворот (на эскизе «ворота (+)», то есть, закрытые). При полном открывании, — «ворота (-)», — небольшая часть полотна останется «выглядывать» в проём (7 см), таким образом, суммарная длина «размаха» (от правой границы закрытых ворот до левой открытых) составит 818 см. Осталось к этому размеру добавить немного для крепления к правом столбу (10 см, фрагмент «А») и место для установки упора (15 см, фрагмент «Б»). Итого, 843 см.

В «закромах» нашлась давнишняя балка бруса 100×150×6000 мм и ещё кусок такой же, но покороче, в общем, набрал требуемую общую длину и взялся готовить будущий лежень к погружению в грунт. Уж не помню сколько раз покрывал обе детали битумной мастикой (на фото справа — начало процесса), только с каждым разом всё крепла и крепла уверенность, что очень нескоро доберутся до вкусной сладкой древесины всякие гнилостные бактерии. Дополнительно просыпал дно канавки, в которую необходимо уложить лежень, крупным щебнем: тоже какая–никакая защита от гниения.

Затем пришло время укладывать брус и закреплять на столбах забора (см. фото в самом верху справа, рядом с названием статьи). Весьма кстати пришлись перфорированные уголки и пластина, оставшиеся в «закромах» ещё со времён монтажа каркаса второго этажа.

После монтажа фасада забора осталось довольно много обрезков досок, а на донышке здоровенного ведра — остатки битумной мастики: все упомянутые материала просто–таки просились в дело, и «дело» не заставило себя ждать. В общем, заготовил я достаточное количество отбойников, — нарезал отходы пиломатериалов в один размер и покрыл парой слоёв битума, — которым предстоит в жару, дождь, снег, а также наперекор прочим невзгодам защищать лежень от «поползновений» грунта (см. фото слева): уровень участка я сделал на 30 см выше внешнего, а ладно бы этот грунт осыпался на просто лежень, но деревянному брусу суждено гордо нести на себе направляющую рельсу–уголок, по которому будут кататься опорным роликам, так что, предстоит с особым тщанием заботиться о чистоте направляющей. И хотя сооружение ограждения можно будет производить после укладки уголка, заготовить всё необходимое заранее совсем не зазорно.

Предпоследний компонент подготовительных мероприятий (последним будет закупка металла для каркаса ворот) прибыл недавно из компании, специализирующейся на изделиях для откатных ворот различных исполнений. Среди всего грандиозного многообразия предлагаемой продукции я выбрал: малые опорные ролики с кронштейнами для крепления (на фото справа обозначены цифрой 1), направляющая на два удерживающих ролика (цифра 2) и конечный улавливатель (3).

Вообще–то, малые опорные ролики оказались не такими уж маленькими, только по сравнению с большими, диаметр которых составляет 110 мм (у моих — 76). Направляющая, которая призвана удерживать полотно ворот в вертикальном положении тоже могла содержать четыре мягких ролика, но я решил ограничиться двумя, поскольку массы в моей конструкции не будут слишком большими. Кстати, направляющая в «боевом» положении будет расположена горизонтально (а не так, как на фото), роликами вниз, но проблему крепления по месту ещё предстоит решать. Что касается улавливателя, то его задача принять в себя свободный конец задвигающихся ворот (боковыми чуть расходящимися плоскостями) и зафиксировать, слегка прижав к низу (верхней планкой), не допуская «болтанки» под воздействием ветра.



Комментариев нет:

Отправить комментарий