Невозможно поспорить с поэтом насчёт того, что множество чудных открытий нам готовят и просвещения дух, и опыт, извлечённый из ошибок, и ещё пара источников (гений и случай). Я решил, что где–то совершил ошибку при выращивании чеснока и рокамболя: из–за отсутствия опыта в этом деле свято уверовал, что моя попытка потерпела фиаско — урожай лука в позапрошлом году собирал в середине августа, а чеснок и, особенно, рокамболь в этом году практически полностью засох на корню уже в начале июля.
У меня не возникало сомнений в том, что причины — в недостаточных подкормке и поливах (поздно спохватился).
Читать дальше...В конце июня выкопал две «рокамболины»: они совсем засохли и надземная часть уже практически отпала. Печаль моя усугубилась: размеры луковиц совершенно не впечатляли и представляли собой однозубки — первый результат разочаровал. Правда, вместе с головками были выкопаны «детки» — посевной материал на следующий год, но из них смогут вырасти только однозубки (см. фото слева).
Через неделю, уже в начале июля, были выкопаны ещё пять растений (последние три из посеянного десятка найти не удалось) и собраны сопровождающие их «детки»: только одна головка состояла из зубков («многозубка»), да и та по размерам не отличалась от обычной чесночной головки, — не то, что исходная головка, послужившая в прошлом сентябре источником посевного материала.
А ещё через неделю, но всё ещё в первой декаде июля пришлось извлечь из грядки чеснок (см. фото вверху справа, рядом с заглавием статьи), оставив четыре растения со стрелками. Чесночные головки оказались очень даже неплохими, вполне приемлемого качества. В стремлении к «открытиям чудным», я решил перейти от «сына ошибок трудных» к «просвещенья духу», другими словами, «прошерстить» Интернет по существу проблемы.
Коллективный разум внёс в проблему кристальную ясность. Во–первых, для нашей климатической зоны уборка урожая озимого чеснока в середине июля является нормой, а с учётом аномально жаркого июня, опережение «графика» на пару недель совсем не выглядит чем–то страшным.
Во–вторых, я узнал о трёх признаках, позволяющих определить готовность чеснока к уборке:
- цветочная стрелка полностью выпрямилась лопнула, а ещё лучше когда оболочка на конце цветоноса лопнула (см. фото справа) — обычно стрелки обламываются при их появлении, но полезно оставить цветоносных стеблей на семена (воздушные бульбочки) для обновления посевного материала;
- количество отмерших, засохших листьев на растении превышает количество ещё живых, зелёных (ну, этот критерий мой чеснок даже перевыполнил — ещё раз см. фото в самом начале статьи справа);
- самый верхний слой шелухи на луковице отгнивает, а находящаяся под ней живая оболочка приобретает (начинает приобретать) характерную для сорта окраску, например, появляются фиолетовые разводы на кожице;
Следует иметь ввиду, что в качестве сигнала для уборки достаточно наличия только одного признака: например, если выполняется условие по отмершим листьям, но цветонос ещё не выровнялся (не созрел), то выкапывать чеснок всё равно пора.
А в середине июля я извлёк из грунта последние четыре растения с созревшими цветоносами: выжидал до последней минуты, чтобы дать возможность максимально созреть воздушным бульбочкам. Конечно, был риск того,что семена перезреют и осыпятся, — ищи их пото́м, свищи их пото́м, — но я успел. Растения аккуратно завёрнуты в крафт–бумагу (см. фото слева) и оставлены на дозревание–высыхание в течение трёх недель: за это время и семена, и головки напитаются полезными и нужными веществами из пока ещё зелёного стебля, и будет мне счастье.
В общем, опыт оказался неоднозначным: с чесноком, вроде бы, всё получилось, а с рокамболем, вроде бы, не всё получилось. На следующий год, точнее текущей осенью, под зиму, высажу собранные в этом году однозубки и «детки» рокамболя, а также лучшие воздушные бульбочки и зубчики из самых крупных головок чеснока. Если снова увижу «правильные» головки рокамболя (около 150 г), то опять разберу на зубки и посажу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий