серия публикаций, основанных на подтверждённых наукой рекомендациях.
Чуть меньше года тому назад у меня состоялось мимолётное знакомство с чудо–грибом, который беспощадно подавляет и убивает многие фитопатогены, — бактерии и грибы, — но тогда мицелий и споры триходермы находились в составе биопрепарата в качестве вспомогательного компонента. Кроме того, в середине лета 2018 года я делал только первые шаги по внедрению микробиологии в собственную аграрную практику.
В начавшемся огородно–садовом сезоне я решил не просто интенсифицировать свои усилия по защите растений биологическими способами (уже состоялась одна обработка против насекомых–вредителей), а наладить производство препарата для собственного потребления.
Читать дальше...В качестве первой «жертвы», как раз, и была выбрана триходерма: неуклонно приближалось время посадки рассады в открытый грунт, и я планировал заложить в лунку под каждым растением «защитника» от корневых гнилей, фузариоза, милдью, пятнистостей и других болезней.
В качестве субстрата для размножения гриба взял дешёвую перловую крупу (12 гривень за килограмм): тщательно промыл половину пакета, затем не менее тщательно пропарил в духовке. Рекомендации по пропариванию весьма приблизительные и расплывчатые — добиться уничтожения посторонних грибов и бактерий, которыми щедро населены зёрна, но при этом ни в коем случае не сварить кашу. Из практических советов известно, что для пропаривания достаточно 5–10 минут в микроволновке, но у меня «в полях» только старенькая электроплита. В общем, продержал я банку с ещё влажной перловкой полтора часа при небольшой температуре (около 100°C) — крупа осталась рассыпчатой (это важно!) и оказалась полуприготовленной, размягчённой.
Найти в продаже препарат с триходермой оказалось не так уж и просто — пришлось поискать (ещё один повод выращивать мицелий и споры самостоятельно в нужных количествах). Мне попался VIRIN, — не знаю по какой причине «Триходермин» приобрёл такое название, написанное латинскими буквами, — произведённый на ладыженском предприятии «Энзим» (Винницкая область) в начале текущего года (срок годности — 2 года). Перед использованием, порошок следует развести в полулитре воды, помешивая в течение часа, чтобы оживить микроорганизмы. Я использовал в два раза меньше воды: это для прямого использования количество концентрированного раствора не критично (всё равно его потом ещё больше разводить, до 5–10 литров), а для размножения в крупе лишняя влага ни к чему.
В течение последующих пяти дней в нижней части банки с перловкой образовывалось белая слизь (см. фото внизу слева), но поверх вязкой фракции крупа оставалась сыпучей, и я содержимое банки ежедневно перетряхивал, чтобы обеспечить доступ воздуха по всему объёму (триходерма — аэробный гриб). Поскольку выращиванием этого гриба я занялся впервые, то не совсем был уверен, что слизь является именно требуемым продуктом. Попытка разобраться с внутренним «устройством» вязкой массы, предпринятое с использованием микроскопа, ясности не внесла (см. фото внизу справа) — честно говоря, не имею малейшего представления о том, что ожидал там увидеть.
А потом пришлось высаживать первую партию рассады помидоров и непонятная субстанция пошла в дело: я рассудил, что особого вреда от присутствия получившейся у меня «каши» не случится. Тем не менее, первый подход к выращиванию полезной плесени был признан неудачным ввиду сомнительности результата; кроме того, масса изначально имела странный запах, — не сказать, чтобы неприятный, скорее своеобразный, — а триходерма не должна иметь никакого запаха.
В общем, я решил сделать ещё одну (как минимум) попытку, но несколько в ином «режиме»: набрал менее половины объёма банки крупы (чтобы потом на получилась мишкина каша), промыл её, залил водой и оставил на час для набухания, полностью слил воду, до последних капель (крупа на этом этапе уже занимала более половины объёма банки) и поместил в духовку на 25 минут, выставив температуру нагрева до 100°C и оставив банку открытой. В конце процедуры пропаривания пирометр показал, что банка нагрелась до 68°C, крупа заполнила весь объём банки, но при этом сохранила сыпучесть — задорно тарахтела о стеклянную стенку при встряхивании.
Второй пакет «Вирина» был разбавлен кипячёной водой и в течение нескольких часов настаивался при периодическом помешивании, после чего, в остывшую крупу были внесены пять десертных ложек раствора, банка накрыта сложенным вдвое бумажным полотенцем, которое закреплено на горлышке с помощью резинки.
Уже через два дня стало заметно довольно интенсивное влагообразование, которым обычно сопровождается развитие плесени, только образующаяся при этом субстанция сильно напоминала слизь из первой попытки. Появился едва уловимый запах, отличный от предыдущего, но, опять–таки, своеобразный, а не неприятный.
А ещё через два дня уровень жидкости поднялся до середины банки и произошло резкое расслоение «по фракциям»: вверху непокорённым островом возвышается сухая, — ну, или почти сухая, — крупа (на фото слева помечена цифрой 1), затем идёт тонкий слой жидкости (2) поверх желеобразная субстанция приличной толщины (3), а всё остальное — отходы крупы в белой слизи (4), «пережёванные» грибами и покрытые жидкими продуктами жизнедеятельности микроорганизмов.
Судя по замечаниям знающих людей, желеобразный слой (обозначен на фото цифрой 3), напоминающий широко известный чайный гриб, является вожделенной триходермой. Кстати, запах массы тоже немного изменился и всё больше напоминает квасной дух.
Комментариев нет:
Отправить комментарий