Два года тому назад жизнь заставила внедрять агрохимию в мои земледельческие эксерсизы, теперь же, с той же неотвратимостью, которая свойственна грядущей «победе мировой революции», приходится осваивать биологические препараты. И всё дело в помидорах.
Прошлогодние посадки приобретённой на рынке рассады томатов разных сортов дали приемлемый урожай, но он мог бы быть гораздо больше, если бы не фитофтороз — ощутимая часть плодов погибла, загнив прямо на кустах. В этом году пустить процесс на самотёк было бы преступлением: старшая дочь с ранней весны увлеклась выращиванием в городской квартире рассады нескольких экзотических сортов (я даже устраивал для растений дополнительное освещение), а в конце весны я утратил на рынке бдительность и накупил прорву кустов самых популярных сортов (без каких–либо изысков) — куда будем девать помидоры, если всё это добро дружно заплодоносит, даже не представляю.
Читать дальше...Всю рассаду высадили в грунт в последних числах мая (дочкины кусты) и первых числах июня (покупные растения). Следуя рекомендациям одной из продавщиц, первую обработку сделал через полмесяца химическим средством — 3% раствором медного купороса: препараты на основе синтетических веществ с нечитаемыми и, тем более, непроизносимыми названиями у меня доверия не вызывают, поскольку могут поразить не только фитофтору, но и мою семью.
Последующие три обработки продавщица–гуру разрешила проводить биопрепаратами.
Убивая время в ожидании как всегда опаздывающей электрички, на одной из раскладок, бойко торгующих всякой всячиной на оживлённом транспортном хабе (метро, автостанция, железнодорожная платформа в одном «флаконе»), увидел биологический фунгицид «Фитоцид–р» (см. фото слева) и, на всякий случай, купил его.
Препарат двухкомпонентный: собственно фунгицид и вспомогательное вещество «Липосам», которое обеспечивает прилипание основного биопрепарата к частям растений, а также каким–то образом способствует удержанию влаги в грунте и обладает ещё рядом чудесных и очень полезных свойств. Производится средство в Винницкой области, упаковка содержит 15 мл «Фитоцида–р» и 8 мл «Липосама» (оба в жидком состоянии) и для опрыскивания кустов её содержимое разводится в 10 л воды.
Приобретённый продукт датирован 2016 годом и производитель утверждает, что срок годности составляет 3 года.
Хотя микроорганизм способен привести к порче некоторых продуктов питания и отравлениям при их употреблении, бактерия не является патогенной и относится к классу «обычно безопасных».
Через 18 дней после химической обработки я приступил к обработке биологической. Строго по инструкции соединил содержимое пакета с небольшим количеством тёпленькой воды (сенная палочка, кстати, не боится даже кипячения). Желеобразный «Липосам» худо–бедно растворился, а «Фитоцид–р» предстал в виде нерастворимого осадка из тёмно–коричневых крупинок. У меня сразу возникло подозрение, что несмотря на неистёкший срок годности, бациллы погибли, например, из–за нарушения условий хранения. В общем, я не решился его использовать.
Накануне я купил в гипермаркете точно такую же упаковку («Фитоцид–р» + «Липосам»), но датированную текущим годом — свежачок! И с новым экземпляром всё пошло как по маслу: содержимое растворилось без осадка, без проблем, потом добавил десять литров воды и щедро опрыскал всё, что выросло на грядках — помидоры, огурцы, кабачки, перец…
Вместе с «Фитоцидом» приобрёл ещё одни фунгицид, — обрабатывать растения от фитофторы и прочей гадости нужно не менее трёх раз, — пятиграммовые пакетики препарата «Effect» (см. фото справа), один для паслёновых (томаты, перец, баклажаны, картофель), другой для тыквенных (огурцы, кабачки, арбузы, дыни). Каждая упаковка рассчитана на растворение в 5 литрах воды, так что, в конечном итоге, в моём распоряжении будут всё те же 10 литров, как и при использовании «Фитоцида–р», только одна половина предназначена для помидоров, а вторая — для кабачков и огурцов.
Харьковский производитель знает об открытых новых особенностях Azotobacter vinelandii: недаром препарат выпускается по лицензии института микробиологии НАНУ.
После того, как пришлось забраковать купленный на раскладке «Фитоцид–р» и использовать такой же препарат, но запланированный для следующей обработки, возникла необходимость восстановить агробиологическую «номенклатуру»: нависла угроза над третьей обработкой (для второй уже предназначается «Effect»).
Весьма кстати случилось незапланированное посещение гипермаркета, и я обратил внимание на средство под названием «Микохелп» (см. фото слева) уже известного винницкого производителя. В перечне свойств — лечебное и длительное защитное действие против возбудителей корневых гнилей, чёрной ножки, сосудистого и слизистого бактериозов, альтернариоза, септориоза, фитофтороза, аскохитоза, ризоктониоза и других. Препарат также стимулирует рост корневой системы, снимает стресс от использования химических средств защиты, перепадов температуры, засухи.
Но мой интерес базировался, главным образом, на составе «Микохелпа»: кроме уже знакомых сенной палочки и азотобактера, в него входят энтерококки, энтеробактеры и грибы триходермы — если уж пошёл изначально по пути увеличения количества действующих агентов (у «Фитоцида–р один, у «Effect» два), то останавливаться поздно (пусть теперь будет пять).
Поиск информации о малоизвестных мне микроорганизмах слегка обескуражил. Оказалось, что энтерококки и энтеробактерии в своей основной массе — довольно неприятная штука, хотя некоторые их штаммы живут в кишечнике млекопитающих, в том числе человека, и занимаются там очень даже полезной деятельностью. Более того, это анаэробные микробы, то есть, приспособленные к жизни без воздуха. Но тогда непонятно, откуда берётся их благотворная роль в борьбе с другими бактериями на стеблях и листьях, открытых всем ветрам (раствор препарата предназначен, в том числе, для опрыскивания растений). Правда, в публикациях иногда проскакивают смутные упоминания о пробиотиках, якобы вырабатываемых энтерококками и энтеробактерами: может, именно для компенсации побочного негативного воздействия на растения антибиотиков их и добавляют к сенной палочке и азотобактеру?
В растениеводстве широко используется Trichoderma viride и препарат из него «Триходермин» — споры, мицелий и продукты метаболизма гриба. Похожими способностями обладают и два других вида, Trichoderma harzianum и Trichoderma hamatum, но среди биофунгицидов, предназначенных для использования в приусадебном растениеводстве они почему– не представлены.
Поскольку сроки второй биологической обработки моих овощных насаждений уже практически истекли, — после опрыскивания «Фитоцидом-Р» прошло 16 дней, — я решил использовать в первую очередь «Микохелп», ударить по патогенам многокомпонентным препаратом, так сказать, по всем фронтам. Белый полукристалический полупорошок образовал при растворении в воде сероватую мутную суспензию, которую нужно было постоянно перед употреблением помешивать, чтобы взвешенные частицы не оседали на дно.
А вот коричнево–красные крупинки никак не растворялись и, следовательно, не смогли попасть на растения через распылитель–пульверизатор. Странный осадок существенно убавил мой энтузиазм в отношении многокомпонентного «Микохелпа»: то ли препарат ошибочно рекомендован для опрыскивания, то ли некачественно изготовлен, то ли неправильно хранился (изготовлен в марте текущего года).
Ещё через десять дней подошла очередь препарата «Effect»: всю неделю лил дождь, создавая комфортные условия для патогенов, и потребовались немедленные ответные меры. Как и ожидалось, визуально модификации препарата, — для помидоров и для огурцов, — ничем не отличались: в тёплой водичке создавали однородные, долго не оседающие взвеси, без каких–либо проблем проходящие через сопло пульверизатора.
Меня не покидает предчувствие, что придётся через пару недель устроить четвёртую биологическую обработки (с учётом химической — пятую), поэтому при каждом удобном случае присматриваюсь к биофунгицидам на сенной палочке, азотобактере и триходерме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий