Поиск по блогу:

воскресенье, 5 июня 2016 г.

Если выйдет тандыр плохо, назову его «косяк»

Я леплю из пластилина — пластилин нежней, чем глина —
Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо, назову её Дурёха,
Если клоун выйдет плохо, назову его Дурак.

Поездка за жирной глиной, анонсированная в предыдущей публикации на «глиняную» тему принесла ожидаемые плоды: в моём распоряжении появились пятьдесят килограмм глины ПГОСА-0 по ТУ У 08.1-35007607-005:2012 (понятия не имею, что означает марка глины и не смог найти загадочные техусловия). Продавец утверждает, что эта глина содержит 31,5% Al2O3 и 1,1% TiO2 — основных компонентов, определяющих жирность глины. Кстати, приобретённая ранее у того же продавца каолиновая глина, якобы, содержит 18% Al2O3.

Подбор нужного состава решил начать с пропорций 1:2 и 1:3, то есть, на одну часть жирной глины (ПГОСА) добавлять по две (в первом случае) или три (во втором случае) части каолиновой.

Читать дальше...

Несмотря на полное отсутствие какого–либо опыта работы с глинами, при замешивании материала (глину нужно месить до тех пор, пока она не перестанет прилипать к рукам) сразу почувствовалась разница в пластичности: чем больше в смеси жирной глины, тем более «пластилиновой», то есть, пластичной она становится — разительное отличие от экспериментов с каолиновой глиной (без добавок).

В общем, получились у меня два опытных образца: один с расчётным содержанием Al2O3 в районе 21,4% (смесь 1:3), а другой — 22,8% (с учётом окиси титана TiO3 показатель жирности может быть немного бо́льшим).

Даже при таком незначительном численном различии (около 1%), субъективные ощущения от более жирной, «лепкой» глины подтвердились «колбасным» тестом: при оборачивании круглой деревянной скалки глиняным жгутом, эта «змейка» из более жирной глины покрылась небольшими трещинами (см. часть А на фото слева), в то время как «колбаска» из более тощей глины разорвалась (см. часть Б на фото слева). Напомню, что каолиновый жгут ломался на скалке сразу же.

Контрольный тест для глины с содержанием 22,5% Al2O3 — на высушенном в течение трёх дней шарике, диаметром около 5 см (высох без образования трещин). Как и в случае с «каолиновыми играми» этот шарик ронялся на твёрдое основание с высоты около 1,5 м и не получил при этом повреждений.

Из довольно большого объёма информации, который мне пришлось переварить в процессе подготовки к лепке тандыра, я усвоил два неоспоримых утверждения: во–первых, чем жирнее глина, тем бо́льшую усадку она даёт при сушке и обжиге, то есть, тем больше вероятность образования трещин, в том числе фатальных, а во–вторых, чем глина менее жирная, тем труднее её лепить — состав недостаточно пластичен — и тем меньшей прочностью будет обладать готовое изделие.

Можно было, конечно, довести в смеси соотношение глины ПГОСА и каолиновой до 1:1 (в такой смеси содержание Al2O3 составит 24,75%), но решил, всё–таки, остановиться на варианте 1:2 — лучше немного пожертвовать пластичностью материала и прочностью колокола тандыра (тем более, что в дальнейшем его планируется обложить газоблоками), чем подвергнуть угрозе разрушения при обжиге.

Подошли ко мне два брата, подошли и говорят
«Разве кукла виновата? Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато, ты их лепишь плоховато,
Ты сама в том виновата и никто не виноват!»

Я уже писа́л, что никогда ранее ничего крупного не лепил? Так вот, не дал мне Всевышний умений к рисованию и лепке, поэтому потолком моих достижений являются уточки и конячки, сооружаемые из пластилина, но положительные эмоции, которые эти поделки вызывают у невзыскательной внучки нельзя считать достаточной объективной оценкой моих умений (тем более, что конячка, без каких–либо видоизменений, может через какое–то время рассматриваться ребёнком как собачка).

Побороть неопытность можно только промышленным подходом к процессу, то есть, разработать и изготовить надёжную технологическую оснастку, которая снизит до минимума неизбежные огрехи исполнителя (чтобы не лепить «плоховато»).

Поскольку с размерами очага я уже определился окончательно (см. эскиз справа), то, первым делом, изготовил шаблон для лепки.

Для этого, распечатал на принтере в натуральную величину образующую криволинейной части (купола), затем перенёс внутренний контур жёлтой фигуры на обрезок доски подходящего размера и выпилил электролобзиком, после чего собрал из деталек «пазл» шаблона (см. три фото в нижнем ряду)

Потом закрепил детали шурупами, смастерил петли, на которых шаблон будет вращаться вокруг вертикальной оси (роль оси будет выполнять пруток арматуры) — в который раз меня выручает металлическая стальная лента (см. фото слева), — и шаблон готов.

Уж не помню где и когда прочитал рекомендации гончаров поколачивать глину при лепке — дескать, от ударов из массы выбивается лишний воздух и она уплотняется. Идея выглядит довольно здравой по аналогии с невызывающей сомнений трамбовкой бетона и грунта: чем плотнее будет материал в изделии, тем меньше вероятность возникновения усадки (читай, трещин) в последствии.

Поскольку лепка тандыра будет осуществляться из отдельных полос, проблема однородности, то есть, прочности стыков между полосами приобретает очень важное значение. Таким образом, ударный упрочнитель, а попросту говоря, колотушка, может оказаться весьма полезным приспособлением.

Никаких рекомендаций по форме и конструкции инструмента найти не удалось, поэтому изготовил его по наитию («на свій хлопський розсуд»), из подручных средств: отрезал квадратный кусок доски–сороковки размером чуть больше ладони (см. фото внизу слева), снял рубанком фаски с граней, тщательно отшлифовал рабочую поверхность шкуркой, прикрепил с обратной стороны ручку от давно поломанного молотка при помощи монтажной ленты (см. центральное фото внизу) и остался доволен результатами (см. фото внизу справа).

Немало тревожила меня перспектива формирования полос из глины с заданной толщиной 50 см: я был совершенно уверен, что «на глаз» эту задачу решить не смогу. Поэтому решил соорудить «костыль» — форму в виде лотка, заполняя который глиняной массой и прокатывая затем скалкой можно будет получить заготовку фиксированной толщины.

Два бруска–боковины 50×50×600 мм, доска–основание 25×200×600 мм и упор 50×100×100 мм (фото внизу слева), обёрнутые в полиэтиленовую плёнку (думал, глина будет меньше прилипать к дереву), собранные воедино при помощи шурупов — вот и вся нехитрая снасть (см. фото внизу справа).

Последнее самодельное приспособление — настоятельно рекомендуемая многими гончарами струна для аккуратного разрезания глиняной массы.

Купил первую гитарную струну, пару простых деревянных ручек для мебели, нашёл в своих закромах две мебельные шайбы (см. фото внизу слева), на концах струны сделал петли, продел в каждую винт (идёт в комплекте с ручкой) и прижал получившийся узел шайбой (см. центральное фото внизу). И получился гончарный инструмент–струна (см. фото внизу справа).

Завершают комплект инструментов шпатели (стальной и резиновый), лопата, ведро с водой и кофейная чашка (из чего–то нужно же принимать внутрь ароматный напиток во время коротких перерывов).

Я леплю из пластилина, а сама вздыхаю тяжко,
Я леплю из пластилина, приговаривая так:
«Если кукла выйдет плохо, назову её… Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо, назову его… Бедняк».

Историческое, даже, я бы сказал, эпохальное событие «таки да», произошло: после трёх лет мучительных раздумий, исследовательских неудач и робких первых шагов отступать уже дальше некуда — начальник штаба в моём лице издал приказ о начале возведения дворового очага восточного типа.

Для начала, над многострадальным подтандырником сооружено временное ограждение, предназначенное для крепления шаблона, а затем укрытия готового изделия (см. слайд–шоу внизу).

Порции глины, вымешаной до такого состояния, что не прилипает к рукам, придаётся форма параллелепипеда (см. фото внизу слева), затем втискивается в лоток (центральное фото внизу) и тщательно прикатывается–утрамбовывается до плановой толщины 5 см (фото внизу справа). Должен заметить, что поколачивание заготовки — скалкой или колотушкой — на всех этапах формирования и лепки весьма благотворно сказывается на качестве материала.

А потом начался четырёхдневный марафон в ходе которого фрагмент за фрагментом, ярус за ярусом рос мой тандыр: отдельные зафиксированные моменты этого процесса представлены в размещённом ниже слайд–шоу.

В общем, два брата из песенки оказались частично правы — слепил я свой тандыр, в целом, «грубовато», но они в корне не правы в том, что я его люблю «маловато»: просто для первого раза огрехи неизбежны и, вполне возможно, что для недовольства не так уж много причин — очень уж не хочется признавать, что сотворил «косяк» (ну, в крайнем случае, «косячок»). И «никто не виноват».

Теперь моему рукотворному «чуду» предстоит месячная просушка, а я проанализирую полученный опыт и допущенные ошибки (в течение недели опубликую на эту тему отдельную статью — работа над ошибками) и начну подготовку к обжигу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий