Пришло время окинуть мудрым взором пройденный путь на пути собственноручного тандыростроения — глиняный дворовой очаг я соорудил на днях, — и запечатлеть на скрижалях Интернета полученный опыт и выявленные ошибки, дабы неповадно было ни себе, ни другим.
Что касается основы тандыра — подтандырника с его постаментом и кирпичной платформой, — то к ним претензий нет: ведут себя тихо, скромно, «сотрудничают со следствием». Проблемы возникают как только дело доходит до глины и её использования, то есть, лепки собственно изделия.
Читать дальше...Как и в отчёте о лепке тандыра, начну с глины. После того, как перемял руками более 170 кг материала, пришло понимание, что выбранная пропорция (2 части каолиновой на одну часть жирной ПГОСА–0), всё–таки, даёт на выходе тощую глину: нужно было брать в соотношении 3:2 — получилась бы гораздо ближе к нормальной.
Ещё одно понимание пришло в части замешивания–вымешивания, хотя в предыдущей статье эта проблема не затрагивалась. Здесь возникают сразу две трудности: во–первых, затворять водой и вымешивать массу нужно только в необходимом для одной полосы объёме (я попытался затворить сразу всё потребное количество с весьма плачевным результатом), а во–вторых, для успеха предприятия нужно ставить на замес отдельного труженика с крепкими руками, неиссякаемым оптимизмом и безграничным терпением (ещё лучше обзавестись двумя–тремя глиномесами).
Приобретённый личный опыт убедительно показывает, что подготовка глиняной массы занимает львиную долю времени, поэтому крайне желательно обеспечить бесперебойную и непрерывную поставку материала в зону лепки, иначе свободный слой стенки тандыра успевает подсохнуть и надёжно прилепить к нему следующую по высоте полосу глины становится непростой задачей. Если же в округе, ну никак не найти свободных месителей, то лучше самому первым делом заготовить (затворить водой и вымесить) всю требующуюся массу, надёжно укрыты её от подсыхания, и только затем, ударными темпами, формировать полосы и монтировать их по месту.
Мне пришлось идти по второму пути: за первый день лепки были водружены всего три яруса–полосы, причём каждый новый ряд приходилось укладывать на изрядно подсохший предыдущий (было солнечно и ветрено), что вызывало известную нервозность по поводу надёжности сцепления материала между слоями.
Через сутки была предпринята попытка реанимировать уже готовую (и изрядно подсохшую) нижнюю секцию (см. фото слева).
Для этого я использовал обнаруженную в запасах полосу поролона (такие применяют при утеплении окон — см. фото внизу слева): напитал её водой, уложил на верхний торец глиняного кольца и прикрыл сверху плёнкой–стретчем (см. центральное фото внизу). В результате, верхушка кольца намокла, но совсем не размягчилась, то есть, процедура помогла как мёртвому припарка. На конечном результате всё это вылилось в необоримую трещину между «старой» и «новой» частями (см. фото внизу справа).
При лепке верхней части тандыра я предпринимал более ответственные меры по предотвращению преждевременного высыхание нижележащих ярусов: тщательно укрывал только что уложенные фрагменты плёнкой–стретчем, что сохраняло приемлемую мягкость уже уложенной глины (если я не устраивал кофе–брейк в промежутках между монтажом ярусов) и позволяло надёжно скреплять полосы.
Ну, а «разделительная полоса», образовавшаяся на теле моего тандыра, стала непреходящими заботой и тревогой: как сложится судьба сооружения в дальнейшем, при высыхании, а главное, при обжиге? Будет ли, в конечном итоге, у меня тандыр или будут два «полутандыра»? Эх, беспокойно как–то на душе…
Что касается формирования полос, то идея с лотком–формой оказалась довольно практичной: появилась возможность не только выдерживать заданную толщину полосы (для начинающего неумельца такая задача без приспособления непосильна), но и дополнительно уплотнять глину (прокатывая скалкой). Ошибкой оказалось решение об оборачивании плотной плёнкой рабочих поверхностей лотка: на первых порах она действительно позволяла избегать прилипания глиняной полосы к древесине, но когда плёнка истрепалась, то извлечь глиняную заготовку из ложбины стало сущим мучением.
В конечном итоге, ошмётки «стационарной» плёнки были безжалостно удалены и в дело вступила плёнка–стреч (удивительно полезной штуковиной оказался этот материал!).
Оказалось, что довольно удобно застелить лоток куском стретча (см. фото внизу слева), уложить на плёнку брусок глины, прокатать его скалкой (см. центральное фото внизу), — можно через влажную ткань, чтобы глина не приливала к скалке, — извлечь полосу (обёрнутую с трёх сторон тонкой плёнкой) из лотка, обрезать лишнее и некрасивое (см. фото внизу справа), после чего гордо перенести к тандыру и «влепить» очередной фрагмент в предназначенное для него место.
Кстати, что касается струны (представлена на правой фотографии в предыдущей серии), то первая гитарная оказалась слишком тонкой и бессовестно разрывалась при малейшем заломе: на будущее лучше, наверное, приспособить для этих целей вторую гитарную, а лучше балалаечную, — она покороче будет.
Совершенно загадочная, можно сказать, мистическая ситуация сложилась с шаблоном (см. фото слева). В процессе лепки, я честно старался выстраивать внутреннюю поверхность монтируемых полос в непосредственной близости от кромки шаблона. Однако, на следующий день оказалось, что «нижнее кольцо» — три нижних яруса тандыра — практически заклинили вращение шаблона: возникло подозрение, что глина при высыхании дала существенную усадку.
Были приняты экстренные меры, чтобы обеспечить возможность дальнейшего использования шаблона — местами подрезан, подпилен, подстроган. Кроме того, в дальнейшем полосы выкладывались с бо́льшим зазором (примерно, на толщину пальца), что привело к образованию «талии» в районе четвёртого слоя (вряд ли такая конфигурация повлияет на функциональность тандыра).
Тем не менее, чудеса продолжались, и шаблон через какое–то время вновь начинал клиниться: то ли усадка глины снова тому виной, то ли люфты расходились. В конечном итоге, при формировании горловины тандыра пришлось вообще удалить шаблон — бороться с ним больше не было сил, — что не преминуло сказаться на геометрии самой верхушки: и сферичность купола и окружность горловины местами подкачали (хотя, надеюсь, на качество готовки продуктов это не скажется).
Ошибочка также случилась с вырезом для поддувала: стопка из двух кирпичей хоть и «не пустила» глину в предусмотренное для этого отверстие, но прямоугольная форма чревата расколами массива в углах при обжиге. Пришлось постфактум вырезать в этих углах сквозные полукруги (чтобы снять места концентрации напряжений) и заполнять их «свежей» глиной, одновременно формируя арочный свод выреза. Лучше было бы сначала слепить стенку сплошной, а затем, по отдельному шаблону с плавными очертаниями, вырезать ножом нужное отверстие.
В ожидании полного высыхания глины (предположительно — не ранее начала июля), усиленно размышляю над тем, как преодолеть досадное «раздвоение» моего «колокола». Пока что, планирую обжечь тандыр «как есть», а затем — если не развалится–распадётся на куски (тьфу–тьфу–тьфу, чтоб не сглазить!), — устроить наружное армирование (уже есть кое–какие идеи, «следите за рекламой»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий