Я всегда остаюсь хозяином своего слова: или в значении «моё слово, значит, хочу — даю, хочу — забираю назад», или в смысле «моё слово твёрже гороха», то есть, «отвечаю за базар» и «пацан сказал — пацан сделал». Сегодня я непоколебимо и бесповоротно выполнил своё осеннее обещание возвратиться по весне к сооружению тандыра, то есть, попытался приступить к решению проблемы в первый же мартовский день.
Поскольку на данном историческом этапе я ещё не готов яростно и неистово месить глину и ваять из неё вожделенный шедевр, в качестве первоочередной задачи была выдвинута добыча дополнительной информации из опытных гончаров — предыдущая попытка почти двухлетней давности, как известно, увенчалась полным провалом. В этот раз я решил действовать прицельно и направленно, а не лупить «по площадям», надеясь на авось. Поэтому направил свой прицел на Выдубицкий монастырь, расположенный в одноимённом урочище Киева: в Сети проскакивала информация о том, что при монастырской гончарной мастерской работает школа этого ремесла. Ну, как не потерзать расспросами гончаров–наставников?!
Читать дальше...Давненько я не бывал в Выдубицком монастыре… Все мои предыдущие посещения являлись следствием прогулки по ботаническому саду: в мае все киевляне совершают ритуальное паломничество на холмы Зверинца в знаменитый сирингарий — самый богатый сад сирени, и нюхательно–любовательный променад традиционно заканчивается у нижнего выхода из ботсада, то есть, у монастырских ворот.
По большому счёту, монастырь находится далековато от оживлённых трасс, по которым мигрирует городское население, поэтому прогнозировалась малолюдность, несуетность и тишина: расположенный у монастырской стены гламурный ресторан не славится большим количеством посетителей. Тем не менее, народу оказалось весьма много и именно в монастыре — все парковочные места были забиты разнокалиберными средствами передвижения. Причина оказалась весьма прозаической: посетители не пищи духовной взалкали (как раз в соборе св. Юрія Переможця, более известного как Георгий Победоносец шли божественная литургия и молебен), а возжаждали водицы из монастырского колодца, которая, кроме отменных вкусовых качеств, якобы, обладает свойствами ещё и чудодейственными.
Анонсированной в Интернете гончарной мастерской в наличии не оказалось. Продавец лавки, торгующий в цокольном этаже трапезной церкви глиняными горшками, тарелками, вазами и прочими посудинами (см. фото слева), изготовленными его женой, рассказал, что монастырская мастерская существовала на энтузиазме семьи гончаров, но они уже несколько лет тому назад сменили «прописку» и где базируются в настоящее время неизвестно. Кроме того, ни упомянутая семья, ни жена продавца не имели дело с крупными формами и поэтому вряд ли смогут проконсультировать относительно сооружения тандыра.
Вообще–то, единственный вопрос, который безостановочно будоражит мои извилины и теребит тандыростроительную железу заключается в подходах к обжигу готового изделия: судя по опыту отдельных самодельщиков именно на этом этапе наиболее возможны критические расколы материала и, как следствие, крушение надежд на скорое обладание восточной глиняной печкой. Обязательным дополнением к этому вопросу является другой единственный вопрос о выборе и подготовке глины: правильное решение второй задачи во многом обеспечивает правильное решение первой (первая и вторая — по упоминанию в тексте, а по хронологии–технологии изготовления их порядок, естественно, обратный).
Пришлось покинуть обитель несолоно хлебавши, насладившись напоследок её умиротворённой красотой: трапезная церковь, древнейшая церковь св. Михаила (XI век всё–таки), колодец с серебряной крышей, монашествующая белка (фотографию сиреневого цветения на фоне Свято–Георгиевской церкви нашёл в своих старых архивах: конец мая 2005 года).
Но мой дальнейший путь лежал вовсе не домой: продавец из монастырской гончарной лавки вспомнил о базирующейся на березняковском рынке (есть такой район в левобережной части Киева) группы восточных трудящихся, которые могут знать о тандырах гораздо больше отечественных гончаров.
Надёжных координат для поиска и внятных комментариев добиться от мужика не удалось, поэтому я решил, на всякий случай, посетить рыночек и изучить ситуацию на месте.
Ничего, кроме грузинской пекарни, которая стала привычной составляющей набора «малых архитектурных форм», а проще говоря киосков во всех районах Киева, обнаружить не удалось. На «вооружении» у трёх улыбчивых ребят, слабо владеющих русским языком, действительно имеется тандыр, если точнее, тонэ — грузинский вариант национальной узбекской печи (на центральном фото внизу обозначен синей стрелкой, а на правой фотографии показан крупным планом, хотя через окно). Мне приходилось видеть эти сооружения ранее, в других грузинских пекарнях и знаю, что в качестве источника тепла используется горелка на сжиженном газе. Немного приоткрылся секрет устройства такого тонэ: один из пекарей (возможно, это был владелец минипекарни) с проявил готовность соорудить мне такой же тонэ из кирпичей и на моё пожелание вылепить тандыр из глины, разразился энергичными критическими замечаниями — думаю, что их тонэ тоже сделан из кирпича.
Казалось бы, сегодняшний поход по городу никакой пользы не принёс. Однако, я обратил внимание, что оба моих собеседника — и продавец гончарной лавки, и руководитель пекарни, — независимо друг от друга, говорили о тандыре (или тонэ), изготовленном из шамотных кирпичей, с последующей обмазкой глиной. Аргументы грузина о том, что глиняный тандыр недолговечен и разрушится через 7–8 месяцев, представляются неубедительными, но не вызывает сомнения гарантированное качество обжига «кирпичного» тандыра — риск разрушиться (расколоться) при сильной термической обработке вообще не усматривается.
С другой стороны, кладка из кирпича сложной формы — цилиндр, накрытый сферическим куполом — представляется сложной задачей, для меня практически невыполнимой: предстоят серьёзные объёмы по прирезке кирпичей (придавать каждому кирпичу клиновидную форму, причём для каждого ряда свою) и без какого–либо предыдущего практического опыта выложить купольную часть конструкции (непростую даже для опытного каменщика).
Привлечение сторонних исполнителей существенно ускорит процесс, но и столь же существенно увеличит стоимость: цена вопроса может оказаться критическим фактором в условиях ограниченного бюджета.
Была мысль попробовать реализовать комбинированный вариант: цилиндрическую часть тандыра сложить из кирпича, а купол вылепить из огнеупорной глины, но аналогичные попытки тандыростроителей–любителей свидетельствуют о порочности этого пути: слишком большая разница в усадке конструкции при обжиге (купол усаживается, а кирпичная часть — нет) приводит к разрушению очага.
Комментариев нет:
Отправить комментарий