Какими энтузиазмом и решительностью был я полон весной прошлого года, приняв решение о строительстве тандыра на своём подворье! Старательно пытался изучить теоретические основы тандыростроения и разобраться в таинственных процессах тандыропользования. Но круговерть более важных задач — формирование стен второго этажа, установка окон и дверей, проектирование и выполнение нулевого цикла работ по локальным очистным сооружениям, раздумья и решение проблемы водоснабжения, — в купе с аномально дождливой осенью вынудили отложить сооружение вожделенного очага на следующий (то есть, на 2014–й) год.
Перед началом текущего строительного сезона я вновь был полон решимости реализовать, наконец, свою мечту — ещё зимой разработал проект тандырного комплекса. Но снова не сложилось: более актуальным оказалось утепление стен второго этажа дома, зашивка теплоизоляции изнутри с одновременной заготовкой настила чердачного перекрытия, довольно продолжительный цикл монтажа и отделки септика, и это ещё не всё, что обязательно нужно сделать до лютых холодов (холода от слабых до умеренных не в счёт).
Читать дальше...При этом следует заметить, что если в предыдущие сезоны существенную часть работ выполняли наёмные бригады (в определённом смысле, профессионалы, хотя это определение не бесспорно), но в этом году всё приходится делать самому (главным образом, из соображений экономии).
Вот и получилось, что на середину октября из всего тандырного оборудования имеется в наличии только фундаментная плита (кстати, наблюдаемая даже с высоты птичьего полёта) и практически полное отсутствие перспективы дальнейшего продвижения к обладанию тандыром в ближайшее время. Посудите сами, если даже в течение ближайшей недели удастся закупить глину, соорудить оснастку (форму для глиняных блоков, шаблон для лепки тандыра) и собственно вылепить колокол, то сохнуть ему до конца ноября. А после обжига войдёт он, неприкаянный, в зиму временно никому не нужный до следующего тепла — не практикуются у нас декабрьско–февральские пикники (дом ещё не пригоден для проживания, даже временного).
И ещё, вот–вот, дожди зарядят (осень, всё–таки), а, значит, сохнуть моему тандыру уже поболее месяца. Опять же: морозы, снегопады, вьюги с иетелями… В общем, решил я отложить реализацию своей мечты ещё на некоторое время, но в конце марта (или когда там сойдут снег и талая вода, начнёт припекать солнышко) — первым делом лепить тандыр.
Но текущий сезон решил завершить оптимистическим финальным аккордом (точнее, полуфинальным — финал, будет в следующем году): соорудить, хотя бы, постамент.
Несмотря на то, что фундаментная плита моего тандыра имеет прямоугольную форму, начиная с постамента, я решил, по возможности, переходить к цилиндрическим формам (сам тандыр ведь цилиндрический) или, хотя бы, максимально сгладить прямые углы. Заложенная на этом этапе правильная форма в дальнейшем логично и беспрепятственно «перетечёт» в правильное ограждение тандыра.
Математически вычислить размер «сглаженных» сторон на получилось: образовали они мешанину из вписанных и описанных шестигранников, поэтому пришлось прибегнуть к моделированию и уже с выполненной в масштабе модели снимать размеры (см. эскиз слева).
Первым делом уложил на фундамент гидроизоляцию: слой из остатков кровельной плёнки и слой рубероида, Не спрашивайте зачем я это сделал — скорее всего, просто дань традиции (по такой схеме, ведь, кладутся стены дома): под первым рядом кладки должна быть гидроизоляция, даже если этот первый ряд со временем будет засыпан грунтом. Так, на всякий случай…
Потом нашли применение и другие остатки — газобетонные блоки, не использованные при кладке стен первого этажа. На первый ярус постамента пошли блоки 200×400×600 мм в количестве шести штук. Перед началом их укладки меня долго терзали сомнения по поводу технологии прирезки: «тонкие» блоки (100×200×600 мм) в прошлом году я резал болгаркой, но «толстые» (200 мм) ей не по зубам — пильный диск ∅125 мм вгрызается в материал только сантиметра на четыре.
Мелькнула мысль взять на прокат болгарку с диском ∅230 мм, но тут я увидел в «Леруа» простенькую ножовку (всего 25 гривень, длина полотна 400 мм, 6 зубьев на дюйм) торговой марки «TopTools» — бюджетной линейки инструмента компании Topex — и решил не мудрствовать: пропиливаю своей болгаркой штрабу по разметке на максимально возможную глубину, а потом делаю рез ножовкой как в стусле. Этикетка–наклейка украинского импортёра утверждает, что пила сделана в Польше, а на упаковке (см. фото слева) по–польски написано, что ножовка изготовлена «для Topex», и польская стыдливо–многозначительная версия представляется более правдоподобной.
Несмотря на практически очевидные китайские корни, эта кясисааг (по–моему, так читается название ножовки по–эстонски, приведенное на упаковке в компании с немецким Fuchsschwanzsäge, венгерским Rókafarkfűrész и болгарским Трион) держалась молодцом и легко выполнила своё предназначение (см фото справа).
Нашлись ещё одни «остатки» — позапрошлогодний клей для газоблоков: добавил я в него свеженького цемента, размешал и использовал как цементно–песчаный раствор, нанося его толстым слоем на гидроизоляцию фундамент с целью выравнивания неизбежных неровностей (фото внизу слева). Для второго яруса пьедестала потребовались «тонкие» газоблоки (100×200×600 мм, 10 штук), но они укладывались уже на тонкий слой клея (фото внизу справа). Правда, остатков (скорее, останков) клея на два ряда газоблоков не хватило и пришлось дополнительно замешивать обычный цементно–песчаный раствор из остатков цемента, песка и гидрофобной добавки. Честно говоря, можно было бы вообще класть блоки «насухо», но дополнительная возня с раствором потребовала совсем немного усилий – пусть, уж, лежат на растворе!
Вот так и возвёл я невидимый пьедестал для будущего тандыра: невидимый он потому, что уровень грунта во дворе поднимется в перспективе на 35 сантиметров и постамент скроется с глаз на веки вечные. А пока, до весны можно любоваться сооружением, чтобы его светлый образ навсегда остался в памяти (см. фото в самом верху справа, возле заглавия страны).
Комментариев нет:
Отправить комментарий