Поиск по блогу:

четверг, 14 декабря 2023 г.

ААА — Активация Аварийного Аккумулятора (полутеоретический полупрактикум)

Рано я радовался, когда пришли новые аккумуляторы для моей переносной AEG–техники — шуруповёрта и мультитула. Преждевременно решил, что новое «питание» окажется «правильным и полноценным» (так называлась публикация более, чем двухлетней давности, посвящённая этим самым источникам питания).

Это «питание» просоответствовало худшим китайским традициям: при первом же включении шуруповёрта с новым аккумулятором девайс чихнул–пыхнул и сдох — в смысле, аккумулятор «накрылся медным тазом», а шуруповёрт, слава богу, остался цел. Покручинился я немного над скоропостижно скончавшейся новинкой, — даже не успел какую-нибудь нагрузку предложить, погибла она на холостом ходу, — но ведь есть у меня ещё второй аккумулятор из новых, с ним то не может приключиться такое же недоразумение. Однако приключилось. Точно такое же. Другими словами, это «питание» оказалось вовсе не «правильным и полноценным», поскольку меня от него практически стошнило и заработал я расстройство (хорошо хоть не желудка).

Читать дальше...

Я бы мог и забыть про обидный «кидок» от хитроспинных пацанов из Поднебесной, но валяются эти поверженные штуковины на видном месте и сеют в душе томление и беспокойство. А тут отказал ещё один из «родных» аккумуляторов, которые шли в наборе со стареньким «шуриком», и остался я только с двумя источниками питания на два инструмента — «Маловато будет!» (© Пластилиновый орёл–мужчина голосом С.Садальского).

Ситуация тревожная и могла бы оказаться безвыходной, — покупать новые аккумуляторы у китайцев нет смысла, — если бы не приоткрылся мне вариант решения проблемы, обнаруженный в Сети, который заключается в замене элементов внутри аккумулятора: там «прячутся» три штуки 18650 с номинальными 3,7 В каждая. Есть, правда, смутные подозрения, что может потребоваться замена ещё каких-нибудь «штрунек», входящих в «требуху» аккумуляторов, но это выяснится только после получения доступа к внутренностям изделия.

Поэтому для начала требуется вскрыть неработающие аккумуляторы и разобрать их. Проблемы началась со вскрытия: Интернет-инструкции утверждают, что достаточно отжать пластиковую защёлку-замок в верхней части изделия (на фото внизу слева зажим обозначен оранжевой штриховой линией над стрелкой), после чего «ларчик и откроется». Беда в том, что прогрессивная инженерная китайская мысль не предусмотрела такого крепления в своих изделиях RH R82049 (утверждается, что совместимы с двенадцативольтовыми AEG): нет такой защёлки-замка, по крайней мере в том месте, в котором она должна быть, хотя «родной» AEG L1215 устроен «классически» (на центральном фото внизу справа находится L1215 , слева — R82049).

Удивление продлилось недолго: сказалась внутренняя готовность к вывернутой дальневосточной логике, стремящейся всё сделать «через назад». И действительно, именно в задней части корпуса, под наклейкой обнаружились три отверстия (левая сторона правого верхнего фото), в глубине которых таились такие же самые защёлки. В общем, отжал я их отвёрткой, и открылось мне аккумуляторово нутро (правая сторона того же фото, защёлки обозначены голубой стрелкой).

Как уже было отмечено, вскрытие штатного аккумулятора (L1215) проблем не вызвало (см. фото слева).

Изучение внутренностей начал с элементов питания. Оригинальный аккумулятор L1215 содержал элементы INR18650-15M SAMSUNG SDI с катодом из никелата лития, одна из самых современных на сегодня технологий производства литий-ионных аккумуляторов. Конструкция катода обеспечивает высокий ток разряда в сочетании с довольно высокой емкостью, даже большей, чем аккумуляторы IMR-типа (литий-марганцевые). Стоимость таких аккумуляторов выше, чем у аккумуляторов IMR-типа, и подходят для высокотоковых потребителей (шуруповерты, вейп-девайсы, электротранспорт).

Что касается конкретно рассматриваемой модели, то она произведена компанией Samsung в первую неделю 2012 года и имеет емкость 1500 мАч (вернее имела такую ёмкость — неизвестно каковыми стали её характеристики спустя десять лет эксплуатации).

Более новое «семейство» элементов состоит из аккумуляторных батарей RH 18650 OT10С: химическая схема источников питания неизвестна (обозначение RH не соответствует какой-либо системе обозначений и может являться идентификатором производителя RH Power Tools), а на основании кода модели ёмкость может составлять 2000 мАч (на корпусе сборки написано „2500 mAh“), номинальный ток разряда — предположительно 10А. Скорее всего, именно в этом кроется причина, почему оба аккумулятора не выдержали «запрос» шуруповёрта, который пытался получить от них 20А (пусковой ток там достигает чуть ли не 35А). Непонятна и дата изготовления элементов питания: то ли 20 октября 2013 года, то ли 13 октября 2020 года. Короче, Китай, Конфуций, Янцзы…

Гораздо существеннее оказалось различие в платах защиты: по-английски они называются Protection Circuit Board (PCB), в других случаях — BMS, Battery Management System (не спрашивайте, когда какой термин употребляется — я не специалист в этом вопросе).

PCB «родного» аккумулятора (L1215) явила собой достойный образчик минимализма (см. изображение внизу слева): пластиковая площадка с контактами, к которым припаяны резистор R2 (судя по цветовой маркировке сопротивлением 10 кОм ±5%), резистор R1 (скорее всего, сопротивлением 1 Ом, хотя цветовая маркировка сильно нарушена, возможно от перегрева), электролитический конденсатор C1 (маркировка неразборчива, ёмкость неизвестна) и термосопротивление TR (по замеру мультиметром 10,16 кОм).

Плата защиты изделия, доставшегося мне восемь лет спустя, — это я о «начинке» аккумуляторов R82049 (см. центральное фото внизу), — если и содержит похожие компоненты, то обнаружить их довольно сложно: отмеченные вопросительным знаком области более новой PCB, на плате-оригинале содержали резисторы и конденсатор. Только в верхнем правом углу (см. фото внизу справа) имеется крохотная деталька, подписанная «R1 10K»: речь идёт о резисторе 10 кОм±5% (так расшифровывается маркировка „103“). Кроме того, имеется термистор (терморезистор) 10kNTC, то есть, обладающий сопротивлением 10 кОм (при температуре 25 °C), уменьшающимся при нагревании (NTC — Negative Temperature Coefficient).

Но и это ещё не всё: на «Алике» продаётся PCB для «AEG RidGid» (очевидно, подходит для электроинструмента обоих брендов), очень насыщенная компонентами (см. изображение внизу слева, взятое из Интернета; для сравнения, приведены изображения PCB R82049 — врезка „А“ и L1215 — врезка „Б“). Не скрою, был порыв приобрести такую плату, но цена отрезвила: вспомнилось про стоимость овчинки и несоответствие этой стоимости затратам на её выделку. Поэтому решил ограничиться имеющимся набором элементов-компонентов и попытаться «выкрутиться» с помощью подсобных материалов, изделий, соображалки.

Начать решил с построения электрических схем. Устройство платы-образца (от старого аккумулятора) оказалось буквально на виду — шесть контактов и три компонента чуть ли не сами прыгнули на бумагу (см. центральную схему внизу). Зато с новым изделием всё оказалось не столь просто (см. схему внизу справа): не нашлись даже следы ёмкости, — на предыдущей схеме конденсатор обозначен C1, да и загадочный (потому как непонятно его величина) резистор R2 не наблюдается невооружённым взглядом.

Но с этими непонятками буду разбираться позже, а эту статью пора заканчивать — она и без того оказалась длиннее, чем планировалось. Напоследок должен сообщить для особо любознательных и принципиальных: здесь и далее на электрических схемах красным и синим цветами обозначены линии, питающие двигатель инструмента (контакты B+ и B-, P+ и P-), а зелёным — линии зарядки аккумулятора (контакты B1, B2, TH и RT).

>


Комментариев нет:

Отправить комментарий