Размышляя над результатами исследований по преодолению ингибирующих механизмов в семенах, я решил повторить путь, которым четверть века тому назад прошёл американский профессор и на личном опыте проверить его теории. Намерения поставить под сомнения опубликованные учёным данные в отношении пяти тысяч видов я не намерен, поэтому мои опыты по кондиционированию посевного материала будут немного отличаться от профессорских: можно сказать, что собираюсь в некотором смысле их развить на новом уровне.
Действительно, почему бы не потратить нудное время межсезонья на благое дело: понаблюдать за поведением семян на холоде и оценить эффективность осмотического замачивания.
Читать дальше...Поскольку в основе моего стремления разобраться в тонкостях выращивания растений от подготовки семян до сбора урожая (я назвал это «агроликбезом») лежит непреодолимая «перцемания», то схема моего зимнего эксперимента сложилась сама собой: нужно провести сравнительную стратификацию семян нескольких видов после предварительного водного и осмотического замачивания, выбрав, соответственно, талую воду (насыщенный кислородом и биоактивно структурированный аналог дистиллята) и раствор сульфата железа (3% FeSO4 — наиболее результативный «замачиватель» для семян перца, подробнее можно прочитать здесь).
Ни с талой водой, ни с железным купоросом проблем не возникло: первая образовалась в течение вечера из принесённого в квартиру снега (очень удачно он выпал накануне!), а второй был загодя приобретён в садово–огородном отделе супермаркета. Хотя для замачивания небольшого количества семян (по десятку каждого вида) потребовалось около 100 мл жидкости (талой воды и раствора сернокислого железа), железный купорос пришлось разводить в полулитре воды: меньшее количество FeSO4 было бы проблематично отвесить на моих весах, а так — 15 г на 500 мл воды и трёхпроцентный раствор готов (на фото внизу слева дисплей показывает суммарный вес с тридцатишестиграммовой чашечкой). В каждый пакетик с замком «струна» помещались семена и заливались при помощи шприца по 5 мл талой воды (центральное фото внизу) или раствора сульфата железа (фото внизу справа).
Первое смутное предчувствие, что что–то пошло не так возникло ещё при взвешивании навески железного купороса: продукт торговой марки «Садівник» почему–то имел радикальный жёлто–коричневый цвет вместо положенного железному купоросу зелёного цвета (недаром его иногда называют «зелёный купорос»).
Промежуточная проверка состояния замачиваемых семян, произведенная на вторые сутки подтвердила подозрения: в пакетах осела ржавчина, что неопровержимо свидетельствует о присутствии трёхвалентного железа, нерастворимого в воде (см. фото слева). Сразу раскрылся весь «масштаб трагедии»: неравную борьбу с железом, растворённым в воде, поступающей из скважины на моём участке я уже веду не один год и пока безрезультатно — та же ржавчина щедро покрывает стенки посуды, используемой для хранения воды.
Сохранившиеся ещё из школьного курса познания в химии и простая житейская логика неопровержимо свидетельствуют, что после частичного перехода соединений железа в нерастворимую форму, его концентрации уменьшилась, то есть, ни о каких 3% FeSO4, бережно лелеющих семена в пакетике уже не может быть и речи. Тем не менее, я решил довести начатый эксперимент до конца: так даже становится интереснее.
Однако, сложившаяся ситуация с железным купоросом требует отдельного тщательного изучения в самое ближайшее время (подробнее здесь), поскольку предстоящее в начале весны проращивание заокеанских семян перца должно пройти без сучки и задоринки, без лихих экспериментов.
В общем, после 80 часов выдерживания семян одиннадцати видов растений в талой воде (на пакетике, рядом с порядковым номером вида указан индекс «в») и растворе железного купороса непонятной концентрации (индекс «к»), будущий посевной материал был извлечён из замачивающих субстанций, избавлен от её излишков, промыт в чистой воде (это касается семян, замоченных в сульфате железа) и снова помещён в те же пакеты для первичного проращивания на бумажных полотенцах.
Для увлажнения подложки использовалась всё та же талая вода, но в неё была добавлена перекись водорода: 4 мл трёхпроцентной (аптечной) перекиси на 330–350 мл воды — получился, про моим расчётам раствор с концентрацией 0,035% H2O2. Расход составил 1–2 мл на каждый пакетик, отмеривал десытикубиковым шприцем (иголка при этом не требуется).
Перекись водорода выполняет в этом случае двойную функцию: с одной стороны, как антисептик, подавляет патогенную флору, а с другой — являясь довольно неустойчивым соединением разлагается с выделением кислорода, необходимого для успешного протекания биохимических процессов в прорастающем семени. Весьма показателен пример с семенами базилика: замоченные в талой (то есть, насыщенной кислородом) воде в течение 80 часов они выпустили зародышевые корешки (на фото справа — семена в пакете «1в»), в то время как содержавшиеся в растворе железного купороса — внешне не изменились (скорее всего, находившийся в исходной талой воде кислород вступил в реакцию с сульфатом железа; см. пакет «1к» на фото справа).
Теперь осталось подождать и понаблюдать пару–тройку месяцев за «полярниками» — двадцать два пакетика с семенами уложены на стратификацию в холодильник (такое им предстоит кондиционирование).
Комментариев нет:
Отправить комментарий