Импульсный шуруповёрт я увидел у строительной бригады, которая сооружала внешние стены каркасного второго этажа моего дома. Строители легко закручивали шурупы 5×120 и 6×160 мм дырчащей Макитой, совершенно игнорируя Макиту недырчащую: она так и провалялась без дела среди инструментов, практически не побывав в деле.
Читать дальше...
Тарахтение шуруповёрта Makita BTD141 объясняется тем, что вращение вала устройства сопровождается тангенциальными толчками–ударами (по касательной к патрону). Эта особенность позволяет существенно увеличить крутящий момент: вместо обычных 26–40 Н˙м получить на выходе больше 140 Н˙м, правда динамически, то есть только в момент толчка и только благодаря этому импульсу.
По–английски импульсный шуруповёрт называется Impact Driver, у нас же такие устройства называются гайковёртами, что зачастую вносит путаницу: ведь нет особой разницы между закручиванием шурупов и гаек. Для сведения: ударные устройства, то есть те, в которых вращение вала сопровождается толчками–импульсами вдоль вала (как, например, в перфораторах) по–английски называются Hammer Driver/Drill (дословно «молотковая дрель») и эти удары никакого влияния на крутящий момент не оказывают.
Вооружённый этими знаниями, я начал изучать рынок и оказалось, что у нас продаются, главным образом, сетевые импульсные гайковёрты, а аккумуляторные устройства такого типа сто́ят неприлично дорого. Сравнивал я с данными, размещёнными на наиболее доступном торговом ресурсе — Amazon. Так вот, упомянутую модель Макиты с двумя аккумуляторами (18 В), зарядным устройством и пластмассовым чемоданчиком можно купить за 230–260 долларов США, в то время как в украинских интернет–магазинах Makita BTD130 в такой же комплектации сто́ит около 500 долларов при том, что работает не на 18, а 14 вольтах.
Не скрою, невероятно сильным было искушение заказать Макиту в США: даже заплатив за доставку и комиссию посредникам получилось бы гораздо дешевле, чем покупать в Украине. Но случайно мне на глаза попалась информация об аккумуляторном гайковёрте AEG BSS 12C — ностальгическое воспоминание о торговой марке давнишней немецкой фирмы Allgemeine Elektricitäts–Gesellschaft. Изделие работает на аккумуляторах 12 В и развивает крутящий момент 113 Н˙м — немного меньше, чем у Макиты, принятой за эталон. Попытка сравнить наши цены на шуроповёрт АЕГ с американскими ни к чему не привели: на Amazon'е вообще отсутствуют изделия этого бренда, зато британские цены (там торговая марка AEG Powertools хорошо известна) на этот аппарат оказались выше, чем американские на Макиту BTD141.
В этом месте для меня наступило время разобраться в физике процессов и уже на этой основе принять экономически и практически взвешенное решение.
Итак, основное потребительское качество шуроповёрта характеризуется величиной крутящего момента. Конечно, немаловажны и ёмкость аккумулятора, и время зарядки батарей, и вес устройства, но главное — крутящий момент. Из школьного курса механики известно, что момент определяется как произведение силы (F) на длину рычага, к концу которого она приложена (L).
Средний мужчина и средняя женщина, закручивая шуруп отвёрткой, развивает на отвёртке максимальный крутящий момент в пределах 9–10 Н˙м . Это примерно соответствует моменту, который создаёт килограммовая гирька (F) на рычаге {L} длиной один метр или десятикилограммовая на длине 10 см, то есть к рукоятке отвёртке диаметром 1 см (радиус тогда равен 0,5 см) должна быть приложена сила 200 кгс (2000 Н). Здесь необходимо отметить, что уже при этом крутящем моменте нередки случаи срыва шлицов на крупных, туго заходящих в матерал саморезах и шурупах.
В англо–американских источниках чаще используются размерность дюйм × фунт силы (in˙lbs) или фут × фунт силы (ft˙lbs).
Если случится вам повторить мой путь по выбору шуруповёрта на Amazon'е или другом заокеанском ресурсе (там они существенно дешевле), то рекомендую воспользоваться неплохим «переводчиком» размерностей крутящего момента из странных и непривычных в метрические (и наоборот).
А вообще, с крутящими моментами у шуруповёртов связана несколько довольно мутных историй: каждый производитель рассчитает этот показатель по своим методикам, некоторые приводят в технических характеристиках жёсткие и/или мягкие моменты, при этом непонятно, чем они различаются и при каких условиях замеряются.
Как уже отмечалось ранее, величина крутящего момента обычного шуроповёрта выражается двузначным числом, то есть реально он может развивать усилие в 2–6 раз больше, чем при работе ручной отвёрткой. Однако на крупных шурупах и особенно при выкручивания фосфатированных саморезов даже этого усилия зачастую оказывается недостаточно — в этом я воочию убедился, наблюдая за работой строительной бригады при монтаже наружной обшивки второго этажа своего дома: ведь крутящий момент импульсного «шурика» выражается трёхзначным числом, то есть создаёт усилие на порядок превосходящее момент на ручной отвёртке.
Довольно долго меня глодали сомнения, достаточно ли будет 113 Н˙м приглянувшегося мне AEG BSS 12C по сравнению со 147 Н˙м Makita BTD141 или 140 Н˙м Makita BTD130? С другой стороны, существенную настороженность вызывали энтузиазм и беспощадность, с которыми особомощная Макита за месяц монтажа измочалила полсотни бит и несчётное количество шурупов. Нужно было искать золотую середину.
В результате, я пришёл к выводу, что потратить 1700 гривень (практически 200 USD) на продукт не менее уважаемой торговой марки будет более разумным, чем завязываться с приобретением и доставкой заморского изделия с немного более высокими характеристиками. В конце концов, мне требуется надёжный и лёгкий (а весит он всего 1,2 кг) аппарат хотя и для довольно больших объёмов шурупо–гайкокручения, но на собственной стройке, а не для заработка.
Вот так я стал счастливым обладателям импульсного шуроповёрта/гайковёрта полупрофессионального качества известного и солидного бренда, пусть даже и принадлежащего сейчас гонконгскому концерну TTI (Techtronic Industries) в очень приличной компании с другими известными брендами: Ryobi, Homelite, Hoover, особо милой американским сердцам Milwakee и другие. Кстати, давно уже не секрет, что все Макиты–Боши тоже собираются в Поднебесной.
Аппарат имеет плавную регулировку частоты вращения до 1800 оборотов в минуту и сам, при необходимости, включает импульсный режим (если не хватает сил преодолеть сопротивление простым вращением), доводя частоту ударов до 2400 импульсов в минуту. Таким образом, на максимальных, наиболее нагруженных режимах каждую секунду бита будет совершать тридцать оборотов, получая сорок импульсов–ударов: теперь–то, надеюсь, стали более понятными числа в немецко–русском (как дань уважения некогда могучей немецкой компании и русскому изобретателю, руководившему этой компанией в период её становления в начале XX века) названии этой статьи ?
А вообще, был соблазн вместо dreißig «круть» написать тридцать раз «круть», а вместо vierzig «тук», — соответственно, сорок раз «тук».
В следующий раз, наверное, так и сделаю.
На фотографиях изображены зарядное устройство (слева) и сам шуруповёрт, называемый у нас гайковёртом с аккумулятором (справа). В зарядку встроены два светодиода — красный и зелёный, — режимы свечения которых можгут сигнализировать о шести состояниях аккумулятора и самого зарядного устройства: графическая информация об этих режимах размещена на верхней панели устройства.
С самим шуруповёртом всё предельно просто: оттянув зажимное кольцо вставляем биту в патрон до упора, отпускаем кольцо (бита фиксируется в патроне) выбираем переключателем направление вращение вала (закручивание или выкручивание) и нажимаем «спусковой крючок» — загорается светодиод подсветки рабочей зоны и начинается вращение вала (чем сильнее нажимаете, тем быстрее вращается). Ну, а про автоматическое включение импульсного режима я уже писа́л.
Вот, в принципе, и всё для начала: когда–нибудь после окончания строительного сезона, долгими вьюжными зимними вечерами напишу статью о приобретённых навыках работы с этим шуруповёртом — таковые неизбежно начнут появляться в ближайшее время.
По–английски импульсный шуруповёрт называется Impact Driver, у нас же такие устройства называются гайковёртами, что зачастую вносит путаницу: ведь нет особой разницы между закручиванием шурупов и гаек. Для сведения: ударные устройства, то есть те, в которых вращение вала сопровождается толчками–импульсами вдоль вала (как, например, в перфораторах) по–английски называются Hammer Driver/Drill (дословно «молотковая дрель») и эти удары никакого влияния на крутящий момент не оказывают.
Вооружённый этими знаниями, я начал изучать рынок и оказалось, что у нас продаются, главным образом, сетевые импульсные гайковёрты, а аккумуляторные устройства такого типа сто́ят неприлично дорого. Сравнивал я с данными, размещёнными на наиболее доступном торговом ресурсе — Amazon. Так вот, упомянутую модель Макиты с двумя аккумуляторами (18 В), зарядным устройством и пластмассовым чемоданчиком можно купить за 230–260 долларов США, в то время как в украинских интернет–магазинах Makita BTD130 в такой же комплектации сто́ит около 500 долларов при том, что работает не на 18, а 14 вольтах.
Не скрою, невероятно сильным было искушение заказать Макиту в США: даже заплатив за доставку и комиссию посредникам получилось бы гораздо дешевле, чем покупать в Украине. Но случайно мне на глаза попалась информация об аккумуляторном гайковёрте AEG BSS 12C — ностальгическое воспоминание о торговой марке давнишней немецкой фирмы Allgemeine Elektricitäts–Gesellschaft. Изделие работает на аккумуляторах 12 В и развивает крутящий момент 113 Н˙м — немного меньше, чем у Макиты, принятой за эталон. Попытка сравнить наши цены на шуроповёрт АЕГ с американскими ни к чему не привели: на Amazon'е вообще отсутствуют изделия этого бренда, зато британские цены (там торговая марка AEG Powertools хорошо известна) на этот аппарат оказались выше, чем американские на Макиту BTD141.
В этом месте для меня наступило время разобраться в физике процессов и уже на этой основе принять экономически и практически взвешенное решение.
Итак, основное потребительское качество шуроповёрта характеризуется величиной крутящего момента. Конечно, немаловажны и ёмкость аккумулятора, и время зарядки батарей, и вес устройства, но главное — крутящий момент. Из школьного курса механики известно, что момент определяется как произведение силы (F) на длину рычага, к концу которого она приложена (L).
Средний мужчина и средняя женщина, закручивая шуруп отвёрткой, развивает на отвёртке максимальный крутящий момент в пределах 9–10 Н˙м . Это примерно соответствует моменту, который создаёт килограммовая гирька (F) на рычаге {L} длиной один метр или десятикилограммовая на длине 10 см, то есть к рукоятке отвёртке диаметром 1 см (радиус тогда равен 0,5 см) должна быть приложена сила 200 кгс (2000 Н). Здесь необходимо отметить, что уже при этом крутящем моменте нередки случаи срыва шлицов на крупных, туго заходящих в матерал саморезах и шурупах.
В англо–американских источниках чаще используются размерность дюйм × фунт силы (in˙lbs) или фут × фунт силы (ft˙lbs).
Если случится вам повторить мой путь по выбору шуруповёрта на Amazon'е или другом заокеанском ресурсе (там они существенно дешевле), то рекомендую воспользоваться неплохим «переводчиком» размерностей крутящего момента из странных и непривычных в метрические (и наоборот).
А вообще, с крутящими моментами у шуруповёртов связана несколько довольно мутных историй: каждый производитель рассчитает этот показатель по своим методикам, некоторые приводят в технических характеристиках жёсткие и/или мягкие моменты, при этом непонятно, чем они различаются и при каких условиях замеряются.
Как уже отмечалось ранее, величина крутящего момента обычного шуроповёрта выражается двузначным числом, то есть реально он может развивать усилие в 2–6 раз больше, чем при работе ручной отвёрткой. Однако на крупных шурупах и особенно при выкручивания фосфатированных саморезов даже этого усилия зачастую оказывается недостаточно — в этом я воочию убедился, наблюдая за работой строительной бригады при монтаже наружной обшивки второго этажа своего дома: ведь крутящий момент импульсного «шурика» выражается трёхзначным числом, то есть создаёт усилие на порядок превосходящее момент на ручной отвёртке.
Довольно долго меня глодали сомнения, достаточно ли будет 113 Н˙м приглянувшегося мне AEG BSS 12C по сравнению со 147 Н˙м Makita BTD141 или 140 Н˙м Makita BTD130? С другой стороны, существенную настороженность вызывали энтузиазм и беспощадность, с которыми особомощная Макита за месяц монтажа измочалила полсотни бит и несчётное количество шурупов. Нужно было искать золотую середину.
В результате, я пришёл к выводу, что потратить 1700 гривень (практически 200 USD) на продукт не менее уважаемой торговой марки будет более разумным, чем завязываться с приобретением и доставкой заморского изделия с немного более высокими характеристиками. В конце концов, мне требуется надёжный и лёгкий (а весит он всего 1,2 кг) аппарат хотя и для довольно больших объёмов шурупо–гайкокручения, но на собственной стройке, а не для заработка.
Вот так я стал счастливым обладателям импульсного шуроповёрта/гайковёрта полупрофессионального качества известного и солидного бренда, пусть даже и принадлежащего сейчас гонконгскому концерну TTI (Techtronic Industries) в очень приличной компании с другими известными брендами: Ryobi, Homelite, Hoover, особо милой американским сердцам Milwakee и другие. Кстати, давно уже не секрет, что все Макиты–Боши тоже собираются в Поднебесной.
Аппарат имеет плавную регулировку частоты вращения до 1800 оборотов в минуту и сам, при необходимости, включает импульсный режим (если не хватает сил преодолеть сопротивление простым вращением), доводя частоту ударов до 2400 импульсов в минуту. Таким образом, на максимальных, наиболее нагруженных режимах каждую секунду бита будет совершать тридцать оборотов, получая сорок импульсов–ударов: теперь–то, надеюсь, стали более понятными числа в немецко–русском (как дань уважения некогда могучей немецкой компании и русскому изобретателю, руководившему этой компанией в период её становления в начале XX века) названии этой статьи ?
А вообще, был соблазн вместо dreißig «круть» написать тридцать раз «круть», а вместо vierzig «тук», — соответственно, сорок раз «тук».
В следующий раз, наверное, так и сделаю.
На фотографиях изображены зарядное устройство (слева) и сам шуруповёрт, называемый у нас гайковёртом с аккумулятором (справа). В зарядку встроены два светодиода — красный и зелёный, — режимы свечения которых можгут сигнализировать о шести состояниях аккумулятора и самого зарядного устройства: графическая информация об этих режимах размещена на верхней панели устройства.
С самим шуруповёртом всё предельно просто: оттянув зажимное кольцо вставляем биту в патрон до упора, отпускаем кольцо (бита фиксируется в патроне) выбираем переключателем направление вращение вала (закручивание или выкручивание) и нажимаем «спусковой крючок» — загорается светодиод подсветки рабочей зоны и начинается вращение вала (чем сильнее нажимаете, тем быстрее вращается). Ну, а про автоматическое включение импульсного режима я уже писа́л.
Вот, в принципе, и всё для начала: когда–нибудь после окончания строительного сезона, долгими вьюжными зимними вечерами напишу статью о приобретённых навыках работы с этим шуруповёртом — таковые неизбежно начнут появляться в ближайшее время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий