Плохо различимые в мареве–дымке времён давние студенческие годы, бушевавшие драматическими, почти африканскими страстями, а ныне вспоминаемые со сладкой ностальгией, заложили в тогдашнее юное мировоззрение основы восприятия мира через призму приобретаемой инженерной специальности. В дальнейшем это восприятие перешло в привычку и даже сейчас, много–много лет спустя, я ловлю себя на том, что частенько называю пол палубой, лестницу трапом, туалет гальюном: как–никак инженер–кораблестроитель.
Сооружаемый мной дом тоже полон корабельных аналогий. Взять хотя бы подполье: ни дать, ни взять — междудонное пространство, ограниченное снизу собственно дном (грунтом), и вторым дном сверху (цокольное перекрытие). Как и положено, в «междудонке» не походишь пешком (можно только ползать на четвереньках), но она герметична (по крайней мере непроницаема для забортной воды). А как устроено второе дно? Правильно, его настил уложен на набор — балки поперечные (шпангоуты) и продольные (стрингеры).
Читать дальше...Поскольку условия эксплуатации моего дома–корабля отличаются, всё–таки, от реального покорителя морских и океанических просторов, необходимости в стрингерах нет. Зато шпангоуты — вынь, да положь. Можно, конечно, называть из лагами, но с этим термином связана некоторая путаница, поэтому я предпочитаю их называть просто балками (чтобы не утомлять читателя кораблестроительной терминологией), тем более, что я привык назвать лагом прибор для измерения скорости судна в море.
Вообще–то, теоретические и, частично, практические основы конструкции «междудонных» балок я разработал давненько, поэтому после завершения формирования подполья сразу приступил к монтажу перекрытия.
Начал с гостиной. Для перекрытия в зоне, выделенной для будущих посиделок всей семьи с возможными гостями, требуются шесть двойных балок, одна одинарная и одна тройная. Укладываются они на расстоянии 595 мм друг от друга.
Первая балка — одинарная. Ей не придётся «работать» ни изгиб, поскольку по все своей длине она опирается на «порожке» ростверка. Торцы балки обрезаются в нужный размер под углом немного отличающимся от прямого (я выбрал 80°, см. фото внизу слева), чтобы эти торцы не соприкасались со стеной и древесина могла свободно «дышать». Затем, на к доске, будущей балке, крепятся несколько «нашлёпок» такой же ширины, чтобы облегчить её задачу по сохранению своего вертикального положения после установки по месту. Для крепления подпорок используются всё те же «глухари» 8×80 мм (см. центральное фото внизу).
Подкладка из двух досок толщиной 40 мм каждая, позволяет вывести уровень будущего пола на запланированную высоту (под неусыпным контролем красного «глаза» лазерного нивелира), подкладочные доски изолируются от ростверка и стены слоем рубероида (см. фото внизу справа) после двойной обработки огнебиозащитным составом (балка, естественно, тоже дважды пропитывается БС–13).
Дальнейшие действия ничем не отличаются от освоенных в декабре прошлого гола и свежеприобретённых навыков (при монтаже первой, одинарной балки):
- две доски 40×200 обрезаются в размер (390 см),
- из отходов отрезаются четыре полоски–дощечки для подкладок (40×100×200 мм),
- все заготовки дважды пропитываются огнебиозащитным составом (БС–13),
- две доски объединяются при помощи «глухарей» в условную балку 80×200×3900 (никакая это не балка, а простое «содружество» двух независимых балок),
- подкладочные детали размещаются на выступе ростверка, отделённые от него прокладкой из рубероида (отсекает возможные пути проникновения в древесину влаги из железобетонной ленты и газобетонной стены),
- сдвоенная балка перекрытия устанавливается на подкладки на расстоянии 595 мм от предыдущей балки, выравнивается по высоте (используется лазерный и пузырьковый уровень), в случае необходимости опорные поверхности подстругиваются или наставляются более толстыми подкладками (вместо одной доски–сороковки используются две дюймовки),
- при помощи временных технологических распорок балка фиксируется в требуемом положении относительно соседних опорных конструкций (см. фото в самом верху справа, рядом с заголовком статьи).
Неприятным открытием явилось заметное падение сил моего самого надёжного «друга и соратника» — импульсного шуроповёрта, которым я привык закручивать «глухари»: на полностью заряженных аккумуляторах он натужно пыхтел, жужжал и стучал, но слишком медленно продвигал крепёж в древесину. Да уж, раньше он был гораздо энергичнее: видимо сказалось активное двухгодичное участие во всех моих «шуроповёртных» начинаниях и требуется ургентная профилактика с возможной заменой батарей (похоже они уже существенно постарели).
Хорошо, что в течение всё тех же двух лет у меня на полке, безропотно ожидая своего часа, лежала импульсная насадка для дрели: пришёл её «звёздный час», и в мгновение ока она разобралась с этими непокорным «глухарями». Прямо–таки, зверь, а не инструмент!
Во время распила одной из досок при изготовлении подкладок, попалась мне скрытая продольная трещина в пиломатериале, вследствие чего при незначительном усилии отрезанный фрагмент раскололся вдоль волокон (на фото слева направление волокон обозначено зелёными стрелками). Этот конфуз заставил обратить особое внимание на ориентацию подкладок относительно несущей балки: двойная доска должна опираться поперёк волокон (на фото — синие стрелки), тогда, даже при расколе подкладки, у балки останется довольно надёжная опора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий