Поиск по блогу:

понедельник, 14 июня 2021 г.

Миниферма в зелёных тонах: находки и потери

Термин «органическое сельское хозяйство» довольно расплывчат, и даже International Federation of Organic Agriculture Movements, около 50 лет занимающаяся пропагандой экологического способа земледелия формулирует содержание этой концепции весьма туманно и, в некоторых аспектах, спорно и временами избыточно. Я для себя выбрал, в качестве основополагающих критериев использования в своих саду и огороде, полный отказ от синтетических средств защиты растений, — не путать с минеральными удобрениями, — и весьма осторожное, вдумчивое и взвешенное применение минеральных удобрений (своё отношение к удобрениям я подробно обосновал в этой статье), — не путать с синтетическими пестицидами.

Для претворения в жизнь этой «программы» я выбрал шесть биологических агентов (три вида бактерий и три грибов) , способных противостоять патогена и насекомым–вредителям, но недавно заинтересовался ещё одной разновидностью — водорослями.

Читать дальше...

Среди «водоплавающих» растений особое место занимает хлорелла — содержит прорву полезностей, для перечисления которых потребуется, наверное, отдельный блог: в сухой биомассе содержится до 55% белка (в том числе 40 аминокислот и все 8 незаменимые), 35% углеводов, 10% липидов, 10% минеральных веществ. Разбираясь зимой с полезными свойствами зелёных листовых растений, я составил табличку содержания витаминов и микроэлементов в шпинате, кале и брокколи, но хлорелльные показатели превосходят самые высокие во много раз.

Начитался–насмотрелся разных разностей про чудо–водоросль и задумался, почему у нас до сих пор вместо дурных голубей на заборах не сидят индюки? Судя по восторженным визгам потребителей, если кормить хлореллой, то и куры несут страусиные яйца, и свиньи за ночь вырастают до товарных размеров, и пчёлы таскают мёд вёдрами, и всякие налимы–пескари готовы метать красную икру с вкраплениями чёрной. А народ от вирусного гепатита, подагры и даже рака излечивается «на раз».

В общем, решил попробовать: для сада–огорода важны фитогормоны, стимулирующие рост растений, антибиотики, подавляющие размножение патогенов, витамины, микроэлементы и всё прочее, что интенсивно и охотно производит хлорелла.

Знающий народ утверждает, что полезные водоросли можно обнаружить в самых обычных влажных местах, а также разводить в нужных объёмах независимо от того хлореллы они или нет — «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Более того, некоторые из «диких» даже круче раскрученной «одомашненной» хлореллы.

С подручных ресурсов и решил начать. На глаза попалась пластиковая полуторалитровая бутылка с остатками воды для полива рассады: бутылка простояла на подоконнике, вода «насосалась» солнца и хмуро позеленела (см. фото слева). Наболтал питательную смесь (жидкое минеральное удобрение для комнатных растений), добавил в бутылку и выставил на подоконник южного фасада дома. За пять дней никакого видимого прогресса не пронаблюдалось, зато на поверхности воды появилась какая–то плавучая фиговина на манер, просю меня пропардонить, сопли. Без колебаний слил это новообразование и возместил потерю объёма свежим «колдовским зельем».

Это самое зелье пришлось накалапуцивать по нескольким причинам, но главным образом, для реанимации недавно посаженной ёлочки: по столовой ложке карбамид и монофосфат калия на 10 литров воды, и восемь литров из этого объёма сразу ушли под корни хвойного растения, а с оставшимися двумя литрами начал беспощадно и разнуздано шаманить. Во–первых, решительно добавил уже упоминавшееся жидкое удобрение для комнатных растений (в нём куча разных микроэлементов), во–вторых, растолок три таблетки янтарной кислоты и всыпал образовавшийся порошок в раствор, оставил меньше половины для использования на водорослях, а в оставшееся количества влил (это уже в–третьих) ложку димексида и щедро опрыскал поражённые (обожжённые солнцем) ветки ёлки.

Выдерживанию в «колдовском зелье» подверглись не только ранее «заряженные» бутылочные водоросли, но и новые участники эксперимента. Упоминавшиеся ранее знатоки очень рекомендовали обратить внимание не трентеполию, нитчатую зелёную водоросль, которая расселяется во влажной среде на деревьях и камнях, притворяясь ржавчиной: большое количество каратиноидов (главным образом, β–каротин) своими «телами» прикрывают нежный хлорофил зелени от солнечных лучей.

Деревца, что растут на моём участке, следов кирпично–красного налёта не продемонстрировали, зато первое же дерево на пути от железнодорожной платформы к маетку явило на своей коре обширную полосу, покрытую, предположительно, трентеполией: «ржавая» зона мирно соседствовала и сочеталась с зелёной (см. фото внизу слева). С трудом удалось соскрести и красно–коричневый, и зелёный налёты (кора дерева оказалась на диво твёрдой и жёсткой), затем я побродил по придорожной лесополосе, собрав образцы с нескольких деревьев, и потом занялся «селекцией». Коричневые и зелёные образцы поместил отдельно в две майонезные банки (см. фото внизу справа, фрагмент I) и залил «колдовским зельем» (фрагмент II). Ожидалось, что содержимое обеих баночек дружно и радостно позеленеет, являя собой буйство долгожданных водорослей, но через пару недель жидкость в обеих ёмкостях приобрела насыщенный мутно–коньячный цвет (фрагмент III), хотя коньяком там и не пахло (зато убедительно пахло аммиаком) — в общем, эксперимент пришлось прекратить ввиду его полнейшей несостоятельности (то есть, остался я пока без трентеполии).

И вот, подвернулась мне хлорелла. Ну, как подвернулась — разыскал киевский магазинчик для садоводов–огородников, и в нём имеется в свободной продаже суспензия желанной водоросли. Не особо смутило (хотя немного насторожило) воспоминание о «бодании» с этой же торговой точкой, состоявшееся пару месяцев тому назад по поводу других биопрепаратов.

Тем не менее, поехал и купил (см. фото слева) литровую бутылку с зеленоватой жидкостью и этикеткой «суспензия хлореллы». В качестве производителя указано белоцерковское ООО «Хлорелла Украины», хотя адрес на этикетке не совпадает с адресом на сайте производителя. Более того, этикетка изготовлена продавцом (по крайней мере, содержит логотип магазина) и в качестве содержимого бутылки указана «культуральная водная среда микроводоросли Chlorella Vulgaris».

Проблема в том, что, по определению изготовителя (компании из Белой Церкви) культуральная среда — побочный продукт, отходы, получаемые в результате переработки суспензии хлореллы, насыщенные небольшим количеством живой водоросли, в то время как настоящая суспензия содержит 40–60 миллионов живых клеток на миллилитр (компания также предлагает концентрат с содержанием 400–600 миллионов и пасту с содержанием 4–6 миллиардов всё ещё живых клеток на всё тот же миллилитр).

Культуральная среда (кстати, 20–80 раз дешевле суспензии), выдаваемая ловкими торгашами за полноценный качественный продукт (на фотографии виден ценник и именно столько сто́ит настоящая суспензия) внешне не слишком отличается от выращиваемых мной из чего попало водорослей (на фото цифрой 1 обозначена покупное изделие, цифрой 2 — доморощенное), но я попытаюсь что–то «выжать» из доставшегося мне «счастья».

(ссылки на использованные материалы:  :   :   :   )


Комментариев нет:

Отправить комментарий