Поиск по блогу:

вторник, 29 июня 2021 г.

Зелёный прорыв

Поскольку мои первые попытки выращивать для сельхозпотребностей «дикие» водоросли с треском провалились, — и трентеполия «сквасилась», и в бутылке росло–росло, пока не выросло что–то странное, и с фабричной суспензией хлореллы меня «кинули», — предпринял чуть ли не последнюю отчаянную попытку извлечь из последней возможности (имеется псевдосуспензия хлореллы) хоть какой–то позитив.

Для этого соорудил питательную среду на два литра из комплексного минерального удобрения для комнатных цветов (положенное по инструкции количество наполненных жидкостью колпачков), влил туда полбутылки купленной культуральной жидкости от хлореллы (не поворачивается язык называть это недоразумение суспензией) и всю эту смесь в пластмассовой шестилитровой банке выставил на подоконник дома с солнечной стороны.

Читать дальше...

Кто–то из самодеятельных хлорелловодов заявлял, что водоросль очень любит свет, но не переносит ультрафиолета, поэтому прозрачную бесцветную посуду для выращивания обязательно нужно держать за стеклом. Так я, в общем–то, и поступил, но одновременно решил проверить на личном опыте важную рекомендацию: долил в фабричную бутылку с остатком культуральной жидкости всё тот же питательный состав из удобрений и оставил пластмассовую бутылку на солнце во дворе (никакого стекла).

И о, чудо! В литровой бутылке водоросль начала бурно расти–развиваться, быстро достигнув исходной зеленоватости культуральной жидкости, а «застекольный» бутыль долго тужился в попытках вырастить в своих глубинах желанную хлореллу, но неуклонно желтел, и закончился эксперимент на том, что был зафиксирован выраженный запах аммиака — стало быть, хлорелле пришёл «пиндык».

Проблемная жидкость была немедленно утилизирована (содержимое бутыля просто вылил под дерево), а разросшуюся культуральную среду использовал в качестве «закваски» для новой порции: снова питательный раствор в тот же бутыль и на солнце, без всяких стёкол. Потребовалось буквально несколько дней, чтобы в хлорелла продолжила своё победной шествие по бутылю: содержимое ёмкости зеленеет чуть ли не на глазах и демонстрирует явные признаки бурной активности, причём в самом прямом смысле этого слова — выделяемые газы (судя по всему, кислород) образует своеобразную пену на поверхности (на фото слева — бутыль с растущей хлореллой, на верхней врезке — вид поверхности жидкости, и для сравнения представлена фабричная культуральная среда на нижней врезке).

Теперь каждые три–четыре дня освежаю содержимое бутыля, добавляя по пол–литра воды с небольшим количеством минерального удобрения, но гложет меня нерешённость ещё одной проблемы. Эксперты утверждают, что хлорелла могла бы стать панацеей не только для животноводства, рыбоводства, пчеловодства, растениеводства, а также поддержания здоровья человека — приличное содержание в водоросли масел (относительно приличное, как вы понимаете) выдвигает её в число перспективных источников биотоплива для экологичного дизеля.

Но беда в том, что для производства хлореллы, кроме не слишком дорогих минеральных удобрений требуется углекислый газ , а его использование в промышленных масштабах выливается не только в копеечку, но и в пенсик, центик, раппенчик и мунгик. И обустройство системы продувки растущей водоросли углекислым газом в домашних условиях представляется совершенно нереальной.
Пресловутый «парниковый эффект» объясняется постоянным наращиванием и накоплением в атмосфере именно двуокиси углерода, но извлечь его из газовой смеси и «загнать» в баллоны, чтобы в дальнейшем использовать для «окармливания» столь милой нашему сердцу хлореллы, довольно затратно. Также непрост процесс выделения углекислого газа из дымных выхлопов, хотя и является основным техническим способом его получения.

Тем не менее, кое–какие частичные решения возможны. Во–первых, можно время от времени продувать хлорелльный «рассол» выдыхаемым воздухом, как в детстве пуская «бульки» в жидкость через трубочку: если во вдыхаемом воздухе углекислый газ практически отсутствует, то в выдыхаемом он составляет около 4% — не бог весть, но хоть что–то, да ещё тренировка лёгких перед угрозой коронавируса.

Недолго думая, соорудил «шайтан–девайс» для насыщения ёмкости «четырёхпроцентным» диоксидом углерода: нашёлся метровый кусок шланга (⌀8 мм), просверлил в крышке отверстие чуть меньшего диаметра и ещё несколько диаметром поменьше (⌀3 мм), — опасаюсь, чтобы воздух от моего молодецко–богатырского продува не разнёс в клочья плотно укупоренную пластиковую банку, — и установил приспособу на только что заряженную новую порцию хлореллы (фото внизу слева). Ну, и дунул разок–другой (см. фото внизу справа) — хорошо, что сделал дырочки для выхода газов.

А ещё я приобрёл бутылку самой дешёвой газированной минералки — в ней углекислого газа будь здоров сколько (осталось полбутылки: погода жаркая, пока добрались до участка вся семья не один раз прикладывалась). Теперь добавляю раствор не только с минеральными удобрениями, но и немного газировки: начал добавлять стакан «шипучки» к 750 мл питательной смеси. Можно было изготовить «шипучку» самостоятельно, — погасить пищевую соду уксусом, — но пока сдерживают сомнения по поводу соотношения количества компонентов (вдруг вред от случайного избытка соды или кислоты окажется больше пользы от образовавшегося углекислого газа).

Пока изощрялся с псевдосуспензией и «выжимал» из неё остатки хлореллы, более плотно знакомился с опытом других хлорелловодов. Оказалось, что следует избегать использования комплексных минеральных удобрений (те, которые содержат различные микроэлементы), если в их составе имеются гуминовые кислоты (гуматы, биогумус). Кроме того, можно на каком–то этапе ограничиться обычными минеральными удобрениями (NPK), но и здесь имеется своя особенность: хлорелла негативно воспринимает мочевину (а у меня–то, как раз, из азотных удобрений только карбамид и есть!), поэтому лучше применять аммиачную селитру: на 10 литров воды нужно взять чайную ложку с горкой этого азотного удобрения и столько же монофосфата калия.

Практически навыки контроля за состоянием растущей «зелени» свелись к «нюху»: как только в запахе, исходящем из бутыля с хлореллов появляется аммиачная нотка, немедленно добавляю питательный раствор, воду с удобрениями.

Используют суспензию хлореллу в двух вариантах: прогретую до 60–70°C (раствор нужно выдержать при этой температуре несколько минут, пока он не пожелтеет) или живую (при нагреве водоросль погибает, зато выделяет в раствор всё ценное, что в себе накопила нелёгким трудом). Замачивать семена (клубни, луковицы) лучше в неразбавленном «бульоне» (проваренный предпочтителен), а для внекорневого и корневого применения можно разбавить в произвольной концентрации (избытком причинить вред невозможно): от стакана на ведро воды (при повышенном уровне жмотости растениевода) до литра и более на тот же объём воды (в порыве невиданной и разудалой щедрости).

Эффект от внесения живой хлореллы в почву многогранен и разнообразен: водоросль вырабатывает кислород и «кормит» им корни растений, связывает избыток азота и калия, а после своей гибели отдаёт их в доступной форме, предотвращает связывание фосфора. стимулирует развитие и функционирование биопрепаратов (сенной палочки, триходермы)

(ссылка на использованный материал:  )


Комментариев нет:

Отправить комментарий