Поиск по блогу:

четверг, 7 июля 2016 г.

Момент обжигающей истины

Конечно, сложившаяся у меня ситуация не может даже близко сравниться по своему драматизму с финалом корриды, когда возникает пресловутый el momento de la verdad между матадором и убиваемым быком: первый терпеливо ожидает решения животного ринуться в свой «последний и решительный бой», а второй ищет возможности понадёжнее боднуть (желательно насмерть) докучливого и самонадеянного человечишку, не напоровшись при этом на спрятанную в мулете шпагу (кстати, одному из них удалось на днях это сделать впервые за последние 30 лет).

У меня же речь не идёт о смертельной альтернативе, но вопрос «кто кого?» — или я доведу свой тандыр до необходимой функциональности, или тандыр повергнет меня в пучину разочарования, разлетевшись на куски, — становится с каждым днём и часом всё актуальнее и неотвратимее.

Читать дальше...

Окончание назначенного мной срока высыхания глины, из которой я вылепил тандыр с неизбежностью привело к необходимости обжига этого сооружения. Апологеты тандыростроения на исторической родине этого вида печи–очага утверждают, что особый шик и глубинная сакральность состоит в использовании тандыра из «живой глины», то есть, необожжённого. Думаю, ребята сильно лукавят: в Узбекистане тандыры топят хворостом и, порой, кизяком из–за острого дефицита древесины, так что, набрать дров для качественного обжига керамического изделия, скорее всего, весьма проблематично.

С другой стороны, сухой и жаркий климат Центральной Азии позволяет хорошо высушить глину и не грозит её размоканием в необожжённом тандыре. И хотя срок службы печки из «живой глины» должен быть существенно меньше, чем из обожжённой, наверное южанам проще слепить новый очаг, чем тратиться на его обжиг.

У нас же ситуация принципиально иная, и разумной альтернативы обжигу керамического тандыра не существует: сама глина в более прохладном и влажном климате до звенящей сухости не дойдёт, поэтому очагу из «живой глины» предначертан ещё более короткий, по сравнению со среднеазиатским, срок яркой и горячей жизни.

Но вот, ведь, закавыка какая: ещё на начальном этапе сушки, в моём тандыре возникли сквозные трещины из–за неизбежных ошибок первого опыта лепки, и за прошедший месяц они только рельефнее обозначились и обзавелись компанией из себе подобных. И теперь я полон сомнений и колебаний: что, если при обжиге весь мой тандыр вдруг превратится в груду развалин? Вот это и есть тот самый «момент истины»: пан или пропал.

В конечном итоге, перефразируя крылатое выражение («Резать к чёртовой матери…») из популярного фильма, со всей ответственностью заявляю: «Обжигать, #*@, не опасаясь разрушения».

Считаю необходимым открыть любезному читателю ещё одну свою «страшную» тайну: именно перспектива обжига высушенного тандыра, вернее, возможность всё испортить в процессе обжига, являлась одной из основных причин, которая сдерживала меня от изготовления очага на протяжении трёх лет. Сейчас, как я уже отметил, отступать некуда.

Первым делом, запасся дровами: несмотря на существенное количество имеющихся обрезков строительных материалов, решил обжигать тандыр дровами из лиственных пород.

Решил не мелочиться и купил сразу четыре кубометра — липовых и дубовых пополам (см. фото слева): не представляю сколько дров потребуется для обжига, может быть половина и уйдёт. Оставшимся дровам тоже найдётся применение и в тандыре (если всё получится), и в мангале (липовые дровишки почти как фруктовые!). Однако, липовые дрова я заказывал не из–за приятного духа: они менее «жаркие», чем дубовые (разница составляет около 30%) и с них буду начинать постепенно прогревать тандыр.
Продажа дров производится в нескольких «режимах», основные из которых — насыпью и уложенные. Различие в объёмах и цене: из кубометра дров насыпью получится поленица 0,7–0,75 м³, соответственно в 0,7–0,75 раза отличается стоимость.

Некоторые продавцы предлагают дрова в ящиках: примерно так, как изображено на фотографии, при этом доставляют машиной с манипулятором и покупатель получает свой товар сразу уложенным в ёмкости (удобно, но дороговато).

Мои дрова приехали уложенными на поддоне, хотя я ожидал (ориентируясь на цену), что получу товар насыпью в самосвале.

На всякий случай (вдруг, всё получится!) привёл в порядок горловину — ликвидировал перепады по высоте (см. фото внизу). Как вы понимаете, отклонения её формы от окружности исправить невозможно.

Внутреннюю поверхность стенок тандыра дважды намазал растительным маслом с сахаром и солью.

Вообще–то, подобные «намазки» якобы служат для того, чтобы тесто — будущая лепёшка — хорошо прилипала к стенке и по готовности сама не отпадала. Мой тандыр впитывал масло буквально сразу при нанесении его на глину, причём и в первом, и во втором случае (может, стоило наквацать масла ещё и в третий раз?).

Совершенно не представляю физического смысла этой процедуры (всё равно ведь органика от огня выгорит), но решил последовать рекомендациям гуру : вдруг поможет и мой тандыр минует печальная судьба.
Мне встречались совершенно фантастические составы «мучмуллы», которую следует дважды в месяц (наверное, при интенсивном использовании) намазывать на внутреннюю поверхность тандыра. Например, в один из них входят порошок из сушёного шпината, растительное масло, неочищенный тростниковый сахар, куркума, яйца и щепотка соли (так и тянет написать «соль и перец — по вкусу»). Первый слой этой пасты–масалы наносится за шестнадцать, а второй — за восемь часов до розжига тандыра.

В конце концов, все подготовительные мероприятия завершены, и ранним утром, начав с бумаги, картона и щепочек, постепенно переходя на дровишки, я начал процесс обжига. А через два часа он трагически–катастрофически завершился:

Вот, и не нет у меня тандыра, как и месяц тому назад. Есть печаль и досада, а также упрямая решительность лепить новый, разобравшись предварительно с причинами столь коварного фиаско, чтобы снова не получить на выходе «косяк»



Комментариев нет:

Отправить комментарий