Поиск по блогу:

пятница, 5 сентября 2014 г.

Операция «Аква пура»: на дне

Сразу предупреждаю: ваяние ремикса по мотивам известного произведения Алексея Пешкова (a.k.a. Максим Горький или, в ранний постсоветский период, «товарищ Нижний Новгород») совершенно не входит в мои планы. Потому, что в моих планах — повествование не об аллегорическом, а о самом настоящем дне и настолько же грязном и беспросветном, как место действия одноименной пиесы пролетарского писателя.

Короче говоря, речь идёт о септике. Первая волна радости накрыла меня без малого месяц тому назад, когда, после почти годичного ожидания, удалось, наконец, залить фундамент — собственно дно будущего септика. Прошедшие с того знаменательного дня дни и ночи были сухими и тёплыми и наступил решающий момент монтажа септика из железобетонных колец (именно на таком варианте я остановил свой выбор).

Читать дальше...

Перво-наперво, я заказал кольца: одно «полноразмерное» (КС 20.9) ∅2200×890 мм (внутренний диаметр 2 м) и одно «половинчатое» (КС 20.5) ∅2200×490 мм. Оба кольца при изготовлении покрываются гидроизолирующей битумной мастикой, что существенно упрощает дальнейшие манипуляции с септиком. Ну, и крышку тоже заказал — перекрытие с отверстием под люк, без гидроизоляции (какие–то странные, но непреодолимые трудности стоят перед производителем в части, касающейся гидрозащиты крышек).

Сначала расчёты высот элементов моих очистных сооружений склоняли меня к необходимости установки двух колец КС 20.6, то есть ∅2200×590 мм, но потом возникли сомнения по поводу полезного объёма формируемой ёмкости — пришлось бы вырезать входное отверстие под самой крышкой септика, то есть почти лишиться зазора между будущим уровнем жидкости и верхним ограждением. Выбранный в конечном итоге вариант (КС 20.9 + КС 20.5) эту проблему устраняет, но создаёт сложности с теплоизоляцией и оформлением ландшафта участка. Я посчитал, что это меньшее зло.

В день «светлого праздника», то есть в день доставки моих долгожданных колец, заскочил я в «Леруа Мерлен» и приобрёл кое–какие материалы, которые, по моему разумению, неизбежно потребуются до, в процессе и после монтажа железобетонных изделий. В число кое–каких материалов вошёл еврорубероид (толстый и тяжёлый пропитанный битумом стеклохолст), гидроизоляционная смесь (никаких особых предпочтений по торговым маркам у меня не было — выбор пал на Kreisel исключительно из соображений разумности цены товара) и армированная монтажная лента.

Армированную ленту сложно рассмотреть на фото слева, но производитель (бельгийская компания) утверждает, что она — особопрочная, водонепроницаемая и на тканевой основе. Называется она HPX 6200, имеет размеры 48×5000 мм и совсем не пугающую цену.
Первым делом отрезал я от рулона рубероида полосу длиной 220 см — именно таков наружный диаметр железобетонного кольца, — и уложил её на фундаментную плиту. Поскольку серая гранитная посыпка, нанесенная на рубероид мне совершенно в септике ни к чему, то я лист перевернул битумной подложной вверх (главное для меня — обеспечить водонепроницаемость конструкции).
Потом приступил к вычерчиванию контура железобетонного кольца по внешнему диаметру, чтобы определить места примыкания смежных полос рубероида (длина рулона вселяла опасения, что рубероида может и не хватить при щедрой порезке) и чтобы не «промахнуться» мимо фундамента при установке. Из подручных средства соорудил «циркуль» (кусок арматуры, воткнутый в обломок газоблока, бечёвка, шариковая ручка, рулетка…)
Весьма привлекательная особенность еврорубероида заключается в удобстве стыковки его полос. Каждая полоса, отрезанная от рулона (например, обозначенная цифрой 1 на фото) имеет с одного края полоску (2), свободную от посыпки (3) и покрытую тонкой защитной плёнкой (4). Поскольку я укладывал рубероид «навыворот», то есть посыпкой вниз, то эта полоска оказалась у меня покрывающей смежный лист (6). Плоскость материала, противоположная той, на которую нанесена посыпка тоже покрыта тонкой плёнкой (4), напоминающей субстанцию, которую белокожий северный отпускник снимает со своих плеч и спины на следующий день после того, как накануне неосмотрительно уснул в первый день пребывания на пляже в Турции.

После того как снята защитная плёнка (4), обнажившиеся битумные полосы (2 и 5) довольно хорошо прилипают друг к другу, будучи соединёнными внахлёст и прижатыми с некоторым усилием.
В результате, образовался рубероидный плацдарм, немного превосходящий по габаритам ожидаемые размеры железобетонного кольца. На всякий случай, стыки рубероидных листов я дополнительно проклеил упомянутой ранее бельгийской водонепроницаемой лентой.
Когда прибыли кольца–крышки, вступил в дело гидрозащитный состав: я выложил раствор по периметру кольца (а для чего же делалась разметка на рубероиде!) и на него установилось кольцо 20.9. Честно говоря, особой уверенности в том, что гидроизоляционная смесь плотно заполнила стык между рубероидом и кольцом у меня нет, поскольку не уверенности в полном совпадении геометрических характеристик кольца и моего фундамента.

Кроме того, оказалось, что первое кольцо сформировано по схеме «паз–гребень» с обоих торцов (см. эскиз справа), поэтому нижняя опорная поверхность имеет ширину 3 см вместо ожидавшихся 10 см (толщина стенки кольца). В общем, придётся заполнять раствором образовавшийся порог и дополнительно его гидроизолировать.
Потом подошла очередь второго (малого) кольца — дело пошло быстрее и сочленение оказалось более надёжным: здесь уже сказалось преимущество форм–фактора «паз–гребень» в нижней плоскости малого кольца (см. эскиз справа). Зато верхняя плоскость того же кольца не имеет ни паза, ни гребня: я так и не понял, по какому принципу эти самые пазы–гребни устраиваются производителем.

А вот геометрия крышки (перекрытия) оставляла желать лучшего: плотного её прилегания к верхнему кольцу добиться не удалось и наблюдаемый на фото слева слой гидроизолирующего раствора оказался почти напрасным. Скорее всего, нужно было укладывать 2–3 сантиметра (по высоте) обычного цементно–песчаного раствора, а потом уже думать о защите шва от проникновения воды.

В конечном итоге, пустовавшая в течение почти целого года яма (если не считать заполнявшего её метрового слоя воды, в которой развелись лягушки, на которых постоянно охотились многочисленные сороки–вороны из округи) приобрела вид, вселяющий обоснованный оптимизм (фото справа).

Вместе с тем, предстоит ещё достаточно много работ по доведению этого сооружения «до ума»:

Да ещё хочется сэкономить, чтобы стоимость септика была минимальной… Дел ещё невпроворот…



Комментариев нет:

Отправить комментарий