Поиск по блогу:

пятница, 9 октября 2020 г.

Гладкий против ребристого

Всегда рассматривал «укороченную» резьбу на шурупах как не очень понятный выпендрон изготовителя, поскольку специальное предназначение изделийт не было очевидным. Для внесения ясности сообщу, что за время строительства пришлось приобрести (и использовать) около пятнадцати тысяч штук только универсальных (по дереву) с потайной головкой и покрытием «жёлтый цинк» — фосфатированные (чёрные), с пресс–шайбой, «клопы» и прочие, прочие, прочие проходят по отдельной графе и тоже исчисляются приличными количествами.

Казалось бы, ну какая разница где производитель закончил нарезать резьбу: или немного зайдя за середину длины стержня, или догнав её до самой головки? Совершенно неожиданно и позорно (как я сам не заметил!) разницу отфиксировал зять при установке деревянной обрешётки под балками чердачного перекрытия: если плотно прижать струбциной брус обрешётки к балке, то никакой разницы в использовании шурупа с полной или неполной резьбой нет, но если работать без струбцины, то крепёж с полной резьбой может закрепить брусок с зазором (при входе в балку шуруп отжимает брус в противоположную своему движению сторону и оставляет в таком положении), а с частичной — притягивает брус к несущей балке.

Физика различия очевидна: гладкая часть стержня свободно «скользит» в прикрепляемой детали и на финальном этапе головка начинает прижимать деталь к основе, в то время как находящаяся в прикрепляемой детали часть резьбы полностью «нарезаного» шурупа удерживает эту деталь в начальном положении. Применение шурупов с частичной резьбой особенно актуально в ситуациях, когда важно добиться плотного прилегания одной конструкции к другой, а использовать струбцины невозможно, например, монтаж настила по лагам после укладки утеплителя.

Мои попытки более глубоко изучить вопрос, — не слишком, должен заметить, энергичные и настойчивые, — ограничились поверхностным ознакомлением со стандартами (ГОСТ, DIN), из которых я вынес понимание, что длина резьбовой части шурупа (с потайной головкой!) должна составлять не менее 60% от общей длины (стержень плюс высота головки). Кстати, диаметр головки всегда чуть менее, чем в два раза превосходит диаметр стержня: «недостача» составляет пару–тройку десятых миллиметра. Впрочем, это уже сведения, не относящиеся к рассматриваемому аспекту, точно так же, как и преобладание в отчественных шурупах привода Pozidriv (в отличие от более распространённого за границей Torx), «калибр» которого зависит от толщины крепежа: для шурупов ∅2–3 мм используется PZ1, для ∅3,5–5 мм — PZ2, ∅5.5–7 мм — PZ3 и ∅8–10 мм — PZ4.

Может сложиться впечатление, что шурупы с частичной резьбой являются наиболее универсальным видом крепежа (несмотря на то, что они немного дороже своих «полномерных собратьев»), но до вынесения окончательного вердикта необходимо поэкспериментировать с обоими форм–факторами на монтаже стоек каркаса: мне думается, что при Т–образном соединении приоритет будет отдан именно изделиям с полной резьбой, поскольку там на первое место выходит требование к недопустимости смещения бруса.



Комментариев нет:

Отправить комментарий