Именно так переводится с аймары, языка одноимённого индейского народа и одного из 37 официальных языков Боливии, название подземной теплицы валипини (walipini). Всё закономерно: достаточно дать вполне привычному явлению, изделию, конструкции звучное и загадочное имя, — например, валипини — и сразу же наблюдается небывалый всплеск интереса, даже несмотря на то, что диковинка, на самом деле, является вполне привычной траншейной теплицей (pit greenhouse), известной практически во всех районах с нежарким климатом: от Японии с Монголией до Норвегии, Канады и Боливии.
Долгие поиски в Интернете именно валипини индейского производства увенчались сомнительным результатом: на фото справа представлена валипини из Боливии, обслуживаемая парой смуглых аграриев. Сомнения есть как по части качества фотографии (и резкость не та, и разрешение не то), так и в отношении принадлежности сельхозработников к древнему народу аймары — сомнений нет только касательно территориальной принадлежности теплицы (точно находится в Боливии). Всё остальное, что встречается на бескрайних просторах Сети под названием валипини является «вариациями на тему» этой базовой идеи, вернее, различными модификациями траншейной теплицы.
Нужно учитывать, что валипини, также как и вегетарий, является солнечной теплицей (solar greenhouse, SGH), то есть, теплицей, обогреваемой в холодное время, главным образом, солнечными лучами, поэтому и для солнечного вегетария, и для валипини принципиально важно правильно расположить теплицу относительно сторон света и обеспечить солнечным лучам максимальный доступ внутрь сооружения. Что же касается имён–названий, то главное свойство рассматриваемого сельхозобъекта, — способность сохранять тепло — определяет название, похоже, только в восточно–славянских языках (теплица) и аймаре (место для тепла): англоязычные народы называют его «зелёнодомом», немцы — «растениедомом», южные и западные славяне — «стеклянником» (или вроде того), а на латыни вообще — «консерватория» (какая связь?!).
Читать дальше...А вот фотографии «валипини по–киевски» — первый опыт строительства траншейной теплицы энтузиастами выращивания органических продуктов в Белой Церкви (в предыдущей статье рассказывал об их солнечном вегетарии).
Рискуя навлечь недовольство строгого, но объективного читателя — дескать, критиковать легко, а попробуй сам сделать — позволю себе, всё–таки, сделать несколько замечаний по поводу конструкции этой теплицы, поскольку сам принимал участие в проектировании одного из вариантов сооружения.
Изначально планировалось соорудить некий гибрид вегетария и траншейной теплицы, то есть, устроить наклон поверхности грунта в теплице и поликарбонатного покрытия под оптимальным углом к солнечным лучам в зимнее время (около 30°) и заглубить всю конструкцию в грунт ниже уровня промерзания для обеспечения наилучшего теплосбережения. В первом приближении рассматривались базовые варианты с выполнением северной (защитной) стены теплицы из железобетона, деревянного каркаса (с последующей обшивкой, естественно) и мешков, наполненных грунтом (earthbags):
Справедливости ради необходимо заметить, что двускатные крыши для траншейных теплиц встречаются не только на киевщине: вот, нашёл в Интернете фотографию вальпини именно с двускатной крышей. Тем не менее, такие конструкции весьма редки и основная масса «подземных» теплиц оборудуется крышами односкатными (см. подборку фотографий, добытых в Интернете в дополнение к уже размещённой в самом начале статьи, справа от заглавия):
Интересен сюжет последней фотографии (крайняя справа вверху): она сделана в Непале и представляет местную траншейную теплицу (скорее всего, непальцы не подозревают о существовании валипини, так как называют теплицу हरितगृह — харитагра, что является калькой с английского «зелёный дом»), расположенную на высоте около 3000 метров над уровнем моря, где морозная погода держится 199 дней в году. Впрочем, эта теплица является прототипом, построенным в рамках программы развития сельского сектора: недаром она оборудована солнечными батареями и коллекторами (см. фото внизу), хотя и сложена из подручных материалов (камень, деревянные брусья). Обратите внимание на «пластмассовую колбасу» (самый нижний снимок серии): это теплоаккумуляторы — 75–литровые ёмкости, наполненные водой (удельная теплоёмкость воды в 4,5 раза больше, чем у грунта или камня).
Являясь горячим приверженцем минималистских инженерных решений (хорошая конструкция должна быть прочной, простой, функциональной и недорогой) — может быть, именно поэтому мне очень симпатичны простейшие решения в сфере строительства траншейных теплиц — в построенной моими знакомыми двускатной валипини мне не понравились фермы, поддерживающие крышу (см. правое изображение в серии из двух моих — не позаимствованных из Интернета — фотографий вверху): возможно, от того и преобладает исполнение вальпини в односкатном варианте, чтобы избежать сложных висячих конструкций.
Кроме того, требует дополнительного изучения влияние ширины траншеи (размер в меридианном направлении, юг–север) и развал южной стены: на той же фотографии хорошо видна тень — «мёртвая зона» для солнечных лучей, — и это почти в астрономический полдень, после дня весеннего равноденствия (во время фотосъёмки Солнце находилось на высоте 52,47° над горизонтом): какова же была тень в день зимнего солнцеворота (16,75° над горизонтом)?
Всё–таки, полезно долго «вариться» в какой–то теме: оглядываясь на свои первоначальные представления о солнечном вегетарии, я дополняю их результатами наблюдения за сооружением моими знакомыми не только вегетария, но и вальпини (тем более, что по сути, это тоже вариант вегетария). Кроме того, по стечению обстоятельств, ко мне обратились с просьбой рассмотреть проект строительства ещё одного солнечного вегетария и я, в процессе этого рассмотрения, получил ещё один опыт (правда, больше отрицательный, чем положительный). В общем, развиваемся потихоньку и, как результат, совершенствуемся…
Комментариев нет:
Отправить комментарий