Несмотря на то, что постройка собственного солнечного вегетария является довольно отдалённой перспективой (высший приоритет — завершение сооружения жилого дома), осенью прошлого года мне пришлось принять участие в разработке отдельных элементов вегетария и валипини, возводимых другими людьми.
Более того, позавчера ко мне обратились ещё одни энтузиасты органического земледелия с просьбой проконсультировать относительно строительства вегетария в собственной усадьбе под Киевом. Должен заметить, что обращения по рекомендациям многого сто́ят: значит, рекомендатели считают мои знания и подходы к решению задач в этой сфере правильными и ценными, если советуют и другим обращаться за консультациями — как–то непроизвольно начинают а)грудь выпячиваться, б)нижняя губа оттопыриваться, в)щёки надуваться и г)живот втягиваться (правда, без особого успеха). Кроме того, вовлечение в такой консультационный процесс накладывает определённые обязательства и ответственность и, следовательно, заставляют меня повышать личный уровень владения предметом, что тоже играет положительную роль — рано или поздно мне придётся заниматься собственным вегетарием, приобретённые и отшлифованные знания окажутся весьма кстати.
Описываемый случай тоже прошёл под знаком приобретения знаний, хотя и «отрицающего» характера, то есть изобиловал примерами того, как не нужно или нельзя делать.
Читать дальше...Мои новые знакомые приобрели рабочий проект строительства солнечного вегетария размером 20×6 м на пологом склоне своего участка. Отсутствие инженерно–технической подготовки с лихвой компенсировалось жизненным опытом и интуицией: у них возникли серьёзные сомнения относительно качества этого проекта, что, собственно, и привело их к мысли проконсультироваться у меня. Уж не знаю, сколько они заплатили за этот проект, но у меня он вызвал удручающее впечатление.
Распечатанный на цветном принтере документ с упоминанием на титульном листе института с названием, очень похожим на подразделение НТУУ «КПИ» (внушительно, солидно, красочно!), содержал простую компиляцию широко известных материалов по общей концепции солнечных вегетариев, рекламных описаний оборудования (отопительного, электротехнического), базовых сведений о принципах строительства (например, параграф о необходимости утепления фундамента и способах такого утепления) и результатов свободного полёта фантазии по некоторым аспектам организации строительного процесса. Другими словами, проектом, в истинном значении этого слова, папочка с полусотней листов никак не являлась, хотя, с очень большой натяжкой, могла бы сойти за пояснительную записку.
По моему непоколебимому убеждению, рабочим проектом имеет право называться, в первую очередь, набор чертежей, оформленных в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД, ДСТУ ГОСТ 2.001:2006). Это не пустая формальность, а непреложное требование: все элементы должны быть тщательно вычерчены в выбранном масштабе, указаны их размеры, материал, из которого они изготовлены, способы послемонтажной обработки (зачистка, изоляция, покраска), то есть рабочий проект должен содержать исчерпывающие сведения для исполнителя.
То, что я подержал в руках могло претендовать только на популяризаторскую брошюру о вегетариях, ориентированную, в основном, на продвижение некоторых изделий и оборудования, которые могут пригодиться (но не необходимы) для обустройства теплицы. Меня не покидала мысль о том, что использовать этот реферат как рабочий проект при строительстве вегетария — всё равно, что пытаться вырезать аппендицит, руководствуясь учебными материалами по анатомии для 9 класса православных школ (учебная нагрузка 2 часа в неделю, 68 часов в год). «Счастливые обладатели» этого «чуда инженерной мысли» убедительно просили не публиковать проект и сведения о его авторе: они всё–ещё надеются извлечь хоть какую–нибудь пользу из этого приобретения, хотя их мнение о непререкаемом авторитете и выдающихся инженерных способностях составителя было заметно поколеблено. Для меня этот радужный мыльный пузырь лопнул фактически сразу же.
Посудите сами: для монтажа трубчатой конструкции (каркас вегетария) с уложенными на неё листами сотового поликарбоната автор рекомендует ленточно–столбчатый фундамент по периметру сооружения. Вроде бы, ничего страшного в этом нет, но:
- ленточно–столбчатый фундамент — совершенно бессмысленное сооружение и рекомендация по его использованию является безусловным свидетельством дилетантизма автора в вопросах гражданского строительства (фундамент должен быть или столбчатым, то есть свайным, или ленточным);
- ленточную часть фундамента рекомендуется изготавливать с поперечным сечением 300×1000 мм с армирование по всей высоте (!) пятью балками ∅8 мм — при том, что на ленту не приходится никакая нагрузка (стойки каркаса устанавливаются на столбчатую часть этого странного гибридного фундамента);
- ориентировочная стоимость рассмотренного излишества составляет около 10000 грн.: 16 м³ бетона и 260 м арматуры (стоимость работы не учитывается).
Получается, что за стоимость только никому ненужной железобетонной ленты, в Латинской Америке можно построить, как минимум, три вальпини!
Последний «гвоздь в гроб» этого конспекта лекции о пользе вегетария вогнал ответ отечественной «глыбы» теплицестроения на робкий вопрос моего знакомого, попытавшегося уточнить некоторые конструктивные размеры: «мэтр» инженерной мысли в письменной форме сообщил, что размеры требуются только в точной механике, а в строительстве нужно всё делать «по смыслу».
Вот так–то…
Комментариев нет:
Отправить комментарий