Поиск по блогу:

среда, 26 августа 2015 г.

Кабель, кабель, я — земля

Так сложилось, что без сооружения контура заземления и укладки постоянного кабеля электроснабжения (сейчас электричество подаётся на стройку по временной схеме), застопорились обустройство поля фильтрации и монтаж цокольного перекрытия. Для ликвидации проблемы потребовалось, в первую очередь, выкопать небольшую траншею, в которой и спрячутся контур заземления с кабелем, и этот процесс не потребовал много времени и умения — «бери побольше, кидай подальше, отдыхай пока летит».

На следующий после ударной копки день было запланировано забивание пяти стальных стержней ⌀16 мм и длиной 2 м на расстоянии двух метров друг от друга — такими проектировщик назначил вертикальные заземлители. Я успел затолкать в грунт только один из них, как у меня появилась острая необходимость срочно возвратиться в Киев. Собираясь в дорогу я поинтересовался у соседа, нет ли у него на примете хорошего сварщика — вертикальные стержни–заземлители предстоит обваривать стальной полосой 4×40 мм длиной около 11 м, а в сварочном деле (в практическом аспекте) я — профан.

Читать дальше...

Оказалось, что у соседа как раз томятся два сварщика в ожидании фронта работ и запросто могут посвятить часть этого ожидания сварочным работам у меня на участке. Более того, они готовы загнать в грунт недостающие вертикальные стержни — только материал давай. Каюсь, инструктаж я провёл поверхностно (очень спешил на электричку), поддавшись на продемонстрированную двумя дядьками непревзойдённую профессиональность как в сварочном деле, так и в обустройстве контуров заземления.

На следующий день я осматривал результаты свободного творчества сварщиков и обнаружил несколько явных «косяков», но исполнители были уже «вне зоны досягаемости» и устранять недоделки пришлось своими силами. Воистину, хочешь сделать хорошо — сделай сам.

Самая крупная неприятность заключалась в том, что в зоне сращивания полосы — горизонтального заземлителя — соединение фрагментов (длина одной полосы составляет 6 м) было выполнено на прихватках (см. фото слева). Это послужило последней каплей, вынудившей меня, наконец–то, заняться экстренным освоением сварочных техник, в результате чего появилось, хоть и не очень красивое, но вполне надёжное соединение сплошным швом.

Институтские курсы материаловедения и сварки привили непоколебимую уверенность в том, что оплавление металла в зоне сварочного шва приводит к деформации структуры исходного материала и, следовательно, становится зоной повышенной опасности в плане коррозийной устойчивости. Другими словами, зона сварочного шва в первую очередь подвергается разрушению, поэтому подлежит тщательной защите.

В общем, проварил я стык двух полос, тщательно зачистил от шлаков, обезжирил уайт–спиритом и дважды покрыл грунтовкой: несмотря на то, что окрашенный кусок полосы никак не сможет выполнять роль заземлителя, целостность конструкции важнее (см. фото справа).

Аналогичным образом были обработаны все сварные швы — немного подварены, зачищены, обезжирены, погрунтованы, — а затем, на всякий случай, ещё и обвёрнуты дивной водонепроницаемой липкой лентой, которая уже интенсивно использовалась в прошлом году для гидроизоляции септика. На серии фотографий внизу отображены все этапы обработки швов, соединяющие вертикальные стержни с полосой — согласитесь, пусть лучше стержень истончится от коррозии, чем вообще оторвётся от контура, если полностью проржавеет шов.

Честно говоря, никакой уверенности в особой необходимости применения гидроизолирующей ленты у меня не было (да и прилегала она к местам соединения не всегда плотно из–за сложной конфигурации узла), но дело уже сделано. Не помешает, я надеюсь.

Ещё одна проблема — недостаточная высота вертикальной части полосы, той к которой предстоит крепить заземляющую жилу кабеля (см. фото слева). Мало того, что она не доходит до входного щитка (чуть больше метра), так ещё ухари–сварщики пришпандорили болт М12 (на фото увеличено показан в выноске).

Присоединение провода (жилы кабеля) NE к контуру заземления в идеале необходимо осуществлять с помощью концевой биметаллической гильзы «медь–сталь», однако найти такую экзотику мне не удалось — пришлось довольствоваться обычной лужёной (за вульгарное наматывание медной жилы на стальной оцинкованный болт следует лишать исполнителя вечерней чарки сроком на один месяц). Кроме того, «воссоединение» провода и контура должно происходить в щитке из соображений сохранности и защиты контакта. Из этого следует, что вертикальную часть полосу нужно нарастить по высоте до щитка и снабдить шпилькой М6 — именно таков диаметр отверстия в концевой гильзе для провода 10 мм².

Получается, что поспешил я с грунтовкой стойки: придётся зачищать от краски и доваривать метровый кусок со шпилькой (теперь–то я уже не такой беспомощный в этом вопросе!), а монстр М12 безжалостно и с негодованием удалить.

Так что, сделал я прорезь в наращиваемой полосе, отрезал кусочек шпильки М6 (фото внизу слева), худо–бедно обварил шпильку в этой прорези (не судите слишком строго — я ведь только начал осваивать сварочные премудрости), зачистил шов (см. фото внизу посередине) и нарастил торчащий у основания столбика огрызок полосы (фото внизу справа).

Поскольку ещё не успел обзавестись правильной маской сварщика — пришлось пользоваться очками, — снова получил лёгкий ожог своего «фасада». Просто наказание какое–то: теперь я похож не Деда Мороза с красными пятнами на щеках возле носа. Никакого эстетизма…

Следующий этап — ввод кабеля.



Комментариев нет:

Отправить комментарий