Трёхмесячное вынужденное пребывание в небольшом польском городке (пришлось вывозить семью из Украины во время вторжения кацапско-фашистских захватчиков) завершилось для меня ровно два года тому назад — возвратился в Киев. Практически единственным способом отвлечься от тягостного состояния, связанного с беспрестанным тревожным наблюдением за развитием событий на родине стали походы в местные магазины за продуктами. Оказалось, что в городишке с численностью населения, равной населению Княжичей (именно в этом селе находится мой маєток) имеются восемь магазинов пяти общепольских торговых сетей (для сравнения, в Княжичах — один такой магазин-маркет, пара-тройка «диких» лавчонок не в счёт).
Как бы ни были близки наши народы, пусть даже с непростыми, а порой и трагическими историческими периодами, но небольшие различия в привычках и предпочтениях оказались заметными при пристальном рассмотрении. Я даже начал собирать наиболее выразительные свидетельства таких различий, чтобы в мирной обстановке более тщательно их изучить, но пока их анализ и обобщение — дело отдалённого будущего.
Читать дальше...
Впрочем, одна особенность неожиданно напомнила о себе и послужила причиной данной публикации. Дело в том, что в Польше уж очень пришёлся мне по душе продающийся в широком ассортименте жареный лук — приятное вкусовое дополнение к кашам, пюре, вареникам, бутербродам. От обилия производителей и торговых марок сложилось впечатление о неоспоримой популярности продукта: жареную хрустящую цибульку предлагают и представительный Prymat с несколькими производственными мощностями в стране и за рубежом (Венгрия, Германия), и «малыш» PAK из посёлка Кремпец, что под Люблином (см. фото вверху справа), и многочисленные прочие изготовители различного калибра.
Встречался и запечённый вариант лука торговой марки Culineo (см. фото слева), но его отличие от жареного я обнаружил только сейчас, поэтому не могу поделиться личными впечатлениями от вкусовых особенностей продукта (просто не помню). Более того, сама торговая марка покрыта плотной завесой таинственности: мне не удалось разыскать обладателя этого бренда, хотя многочисленные и разнообразные продукты широко представлены в известных сетях, и в «Biedronka», и в «Lidl».
В ходе изучения ситуации у меня сложилось мнение, что производства жареного или запечённого лука является исключительно польской особенностью — я не обнаружил каких-либо иных европейских производителей, а иногда встречающаяся в Украине хрустящая цибулька — тоже оказалась польского происхождения.
Так и жил бы я в спокойствии и неведении, если бы не пришёл ко мне гостинец из Великобритании, а если точнее, то из Шотландии — любимый мной жареный лучок.
Продукт всколыхнул воспоминания и посеял глубокие сомнения в поспешно сделанных ранее выводах. Во-первых, категория продукта, очевидно, определена его брендом — Dutch Style Specialities, что означает «деликатесы по-голландски» (см. изображение справа). То есть, получается, что голландцы тоже неравнодушны к хрустящей цибульке, равно как и британцы, продающие в своём «Lidl» этот «харч богов»?
Во-вторых, этикетка с подробным описанием содержимого ёмкости, кроме ожидаемого текста на английском языке (с пометками GB и IE) содержит изложение ещё и на финском. Получается, что фан-клуб жареного лука охватывает Великобританию, Ирландию, Нидерланды и Финляндию. Памятуя о тесной культурной связи финнов со шведами, в этот перечень можно смело добавить и Швецию. Как бы там ни было, но Польша на этом фоне уже не видится уникальной и единственной любительницей цибульки.
Содержимое упаковок с хрустящим луком удивительно однообразно, независимо от страны происхождения: собственно лук (не менее 75%),
псевдовредное
пальмовое масло, пшеничная мука и соль. Обычно пшеничная мука выделяется как возможный аллерген из-за непереносимости глютена исчезающе малой частью населения и глупой подверженности безглютеновой истерии остальных паникёров, не имеющих каких-либо проблем с усвоением клейковины.
Сформированная в общественном сознании и усиленно тиражируемая идея о вредности пальмового масла, скорее всего инспирирована крупными производителями гораздо более дорогих растительных масел — оливкового, подсолнечного, кукурузного, рапсового. На самом деле, пальмовое масло не несёт вреда здоровью человека. Проблема состоит в спорном экологическом аспекте: для добывания этого продукта, якобы, приходится вырубать леса под посадки пальм, а из-за этого сильно страдают орангутаны, поскольку им становится негде скакать с дерева на дерево. Вполне можно их пригласить в наше Полесье, там скачи в своё удовольствие (попытавшиеся там же поскакать кацапы уже все дохлые).
ссылки на использованные материалы: