Поиск по блогу:

суббота, 11 апреля 2015 г.

Железный ишак в камуфляже

Как известно из популярнейшего романа–фельетона начала тридцатых годов прошлого столетия, успех коллективизации на селе во многом зависел от того, насколько бодро и радостно «железный конь идёт на смену крестьянской лошадке». Речь шла, главным образом, о внедрении тракторов и других средств механизации труда аграриев, однако, конячка, как транспортное средство, играла не второстепенную роль в сельском быте и довольно длительное время разумной альтернативы телеге или бричке на конной тяге у тружеников полей не существовало.

Из очень далёкого детства извлекаются смутные воспоминания о том, как я, городской пацан, командированный на летние каникулы к родственникам в село, рассекаю с дедом на тряской бестарке, влекомой парой колхозных лошадей, по пыльным степным дорогам — это вам не по асфальту на троллейбусе прокатиться! Но было в дедовом хозяйстве и железное средство передвижение — велосипед. На титул коня он никак не тянул (не трактор же, не комбайн), поэтому больше ассоциировался с ослом. Вот тогда я и освоил это двухколёсное чудо, гоняя с одногодками по улицам, закоулкам и тропинкам, вынуждая деда регулярно латать проколотые колёса.

Страшно подумать, сколько времени утекло с тех пор, и вот я снова в селе, причём уже не в гостях, а почти полноценный селянин. И встала передо мной в полный рост транспортная проблема: автомобилем я так и не обзавёлся, маршрутка ходит редко, пешком в ближайший магазин за полтора–два километра особо не находишься — пришлось вспоминать отрочество и снова садиться на велосипед.

Читать дальше...

Свой выбор я остановил на продукции Харьковского велосипедного завода им. Петровского — проверенной поколениями отечественной торговой марке, широко известной вдали от больших городов своими «Туристами» и «Украинами». Сначала я «косил лиловым глазом» в сторону «Эдельвейса» — горного многоскоростного велосипеда, но потом здравый смысл восторжествовал: мне ведь не в велокроссах участвовать, а пару раз в неделю проехать по асфальтированной сельской дороге. В общем, купил я «Украину».

Модель 15–39 (не имею понятия, что обозначают эти цифры) является новинкой, поскольку имеет облегчённую раму непривычной формы, характерную для женских велосипедов, но позиционируется производителем как унисекс. Даже если производитель в этом части слукавил, меня это не волнует — нам чужды имиджево–представительские понты, то есть, мы не гордые и запросто поездим на женском велосипеде (это также относится к жене, двум взрослым дочерям и дошкольнице–внучке). Изделие бюджетное и по ценовым показателям выгодно отличается от самых дешёвых китайских аналогов (немаловажно, что основная часть комплектующих «Украины» некитайского производства).

Покупал я своего железного ишака в Интернет–магазине, офис которого находится в Харькове, а в Киеве — филиал. Пришлось ждать поставки чуть больше двух недель, а перед поставкой харьковский менеджер уточнил не буду ли я возражать против красного цвета рамы (другого, дескать, на бывает). Я не усмотрел в этом вопросе никакого подвоха и согласился.

Велосипед поступил в полуразобранном состоянии: предстояло установить руль, седло, переднее колесо, кожух переднего колеса и некоторую мелочёвку (установить защитный диск на «звёздочку», вкрутить педали в шатуны, нацепить катафоры). Подвох с цветом рамы выявился только на этапе распаковки: оказалось, что харьковчане называют красным тот, который в Киеве считается тёмно зелёным. Меня этот казус даже обрадовал: велосипед имеет, в некотором смысле, камуфляжную окраску и случись партизанить в лесах (российский президент всё грозится захватить Киев), это может оказаться неоценимым подспорьем. На фото внизу — свежераспакованный велосипед (слева) и транспортное средство в процессе сборки (фото справа: установлено седло, педали).

Прежде всего, я изучил паспорт — пожмаканый листок желтоватой газетной бумаги формата А5. Технические характеристики двухколёсного экипажа меня интересовали мало, скорее они имели информационно–справочное значение: расстояние между центрами колёс (база) — 1070 мм, высота рамы — 540мм, размер шин — 40…47–622 (когда–нибудь придётся разбираться что это означает), количество зубьев звёздочек (ведущей/ведомой) — 46/19, цепь ПР–12,7–900–2 (ещё одна загадка) — 104 звена, задняя втулка — тормозная унифицированная.

Гораздо больший интерес в этом документе вызвала позиция «комплект поставки». В этом разделе были перечислены восемь позиций (если считать два колпачка вентилей за одну), но я не обнаружил насос, набор инструментов и звонок. Продавец по телефону разъяснил, что эти позиции не входят в комплект с проклятых советских времён и паспорт, дескать, старого образца, не отражающий современные реалии. Спорить с продавцом я не стал, а просто ещё раз изучил паспорт и оказалось, что велосипед имеет сертификат соответствия N UA 1.007.0006698–12, то есть, выданный в 2012 году (к сожалению, проверить подлинность этого сертификата мне не удалось — реестр УкрСЕПРО, наверное, является государственной тайной).

Электронных контактов завода я не отыскал (наверное, он всё–таки стал секретным), но нашёлся официальный дилер с тем же адресом (подозреваю, что этот дилер — традиционная коммерческая «прокладка» предприятия, но для меня это не имеет значения). Пришлось написать сообщение дилеру, а вот ответ от него получить не пришлось (прошла уже неделя).

Оказалось, что недостачи в комплектации на этом не ограничились: когда пришёл черёд крепить крыло переднего колеса к вилке (на фото внизу справа — колечко 1 должно зафиксироваться на дырочке 2), то необходимых для этого винтов не обнаружилось. Прилагающаяся инструкция (называется «Пособие по эксплуатации») содержит не очень внятные рекомендации и указания. Например, монтаж переднего колеса предписывается производить так, чтобы конус с фасками под ключ (см. врезку на центральном фото внизу) находился слева по ходу движения велосипеда, но мой конус снабжён фасками с обеих сторон. Что касается установки катафоров, то инструкция молчит, как ковельский партизан на допросе, а я так и не смог докумекать как произвести эту операцию. По идее, нужно бы выкрутить два винта на крыле–брызговике и вставить в отверстия светоотражатель, но как потом закрепить опорную рамку крыла: на катафоре только один винт, а вместо второго — непонятный пластмассовый пиптик (см. фото внизу слева).

По здравому рассуждению решил пока в тёмное время суток не ездить, но, на всякий случай, установить светоотражатели на боковой поверхности колёс: навешивание их на спицы никакими трудностями и непонятками не сопровождалось.

Небольшую заминку вызвала у меня установка защитного диска на звёздочку. Должен признаться, что сначала я вообще не понял назначения этого несерьёзного диска из тонкой гибкой пластмассы и всё искал металлический кожух, который закроет верхнюю ветку цепи и звёздочку, чтобы между цепью и звёздочкой не затянуло штанину. Оказалось, что эту защитную функцию призвана выполнить упомянутая пластмассовая штуковина.

Честно говоря, я пока не представляю себе механику такой защиты: не верится, что это хлипкое приспособление способно справиться со столь ответственной задачей. Тем не менее, я его установил, причём монтировать его следует до установки педалей в шатуны (иначе диск не продеть). На звёздочку этот диск крепится несколькими защёлками, выступающими из его внутренней стороны — на мой взгляд, весьма ненадёжное крепление и долго эта защита не продержится. Впрочем, поживём — увидим.

В общем, мой зелёненький железненький ишачок, в конце концов, стал в строй.

Первые три пробные поездки по двору вызвали мощные выбросы в кровь адреналина и малую панику, обусловленную утратой координации и базовых реакций: то слишком резко поворачивал руль, то забывал о тормозах. Но травматизмом этот этап, хвала Создателю, не сопровождался. На двух следующих маршрутах — от дома до асфальта и обратно — заметил возвращение навыков и автоматизма, выработанных более сорока лет тому назад и понял, что теперь дело пойдёт. Встретимся на дорогах!



Комментариев нет:

Отправить комментарий