Поиск по блогу:

четверг, 15 февраля 2024 г.

Безымянный нож, названный барткой

Нежданно-негаданно за последние четыре месяца «подсел» я на шопинг в «Алиэкспрессе» — приобретал и относительно солидные товары (например, лазерный уровень, будь он неладен, и очень приличный мультиметр и, опять таки, не слишком удачные блютус-наушники), но в основном всякую мелочёвку, которая выходила почти по той же цене, что и в Киеве, зато не нужно было её искать по ларькам и крамнычкам города (солидные торговые площадки подобной ерундой не занимаются).

В процессе довольно тесного, ежедневного общения с «Аликом» обратил внимание на кухонный ножик непривычной формы, который мне постоянно подсовывал сайт, очевидно помня мой интерес к ножам — в мае прошлого года приобрёл необычный накири-овощерез, выполняющий у меня функции шеф-ножа.

Читать дальше...

Необычность ножа заключалась в полукруглой форме лезвия — мне показалось, что присутствие такого режущего инструмента в моём кухонном арсенале удачно дополнит практически прямолинейный накири. В общем, не удержался и приобрёл, тем более, что особой нагрузкой на кошелёк это действо не сопровождалось: стоимость ножика составила €4,5, что сопоставимо с затратами на один поход в ближайший минимаркет за недорогими продуктами повседневного потребления.

Покупка добралась до меня за удивительно короткий срок — менее двух недель. Порадовала острота режущей кромки и качество её обработки, исследованное под микроскопом при среднем и большом увеличении (см. врезки на фото вверху справа). Несколько разочаровал размер, если точнее, то длина: похоже, для изображений на сайте ножик вкладывали в руки детей — там он выглядит гораздо солиднее и представительнее. У меня кисти рук хоть не слишком большие, но рукоять ножа полностью скрывается в ладони (см. то же фото), при этом мизинец опирается на деревяшку не полностью (не хватает ему пространства — длина рукояти составляет лишь 69 мм в нижней части, ближе к лезвию, и 96 мм в верхней).

Приобретённая мной модель заявлена как имеющая режущую кромку длиной 14 сантиметров (у альтернативной 12 см). Я не поленился и измерил: криволинейная часть оказалась равной 13,5 см. Заодно «пощупал» штангенциркулем полотно лезвия в различных местах: обух недалеко от открывашки для пивных пробок имеет толщину 1,5 мм, а у режущей кромки, в начале зоны заточки — 0,6 мм.

Совершенно понятно и очевидно предназначение большого отверстия в верхней части лезвия — в него входит указательный палец при хвате рукоятки (иначе ладонь не поместилась бы на ручке). Странно, но приемлемо выглядит и вырез-захват для открывания пробок бутылок (сомневаюсь насчёт острой необходимости в такой приспособе). А назначение малого отверстия (см. фото слева) совершенно непонятно: скорее всего, оно выполняет сугубо эстетические функции, равно как и имитация грубой обработки основной части лезвия под чернением — борозды, имеющие при увеличении весьма непрезентабельный вид (см. врезки на том же фото).

Поскольку я присматривался к этому ножу достаточно продолжительное время, мне попадались комплекты с кожаными ножнами для поясного ношения. Я изначально не планировал щеголять с подобным украшением (напускная брутальность — не моё), тем более, что назначение инструмента сугубо утилитарное, а не представительское, кроме того, габариты изделия, как оказалось, довольно скромные и сильно разочаруют любителей «колотить понты».

Тема, вроде бы, исчерпана, но остался последний штрих: предыдущий нож носит гордое японское имя «накири», а у нового никакого названия нет. Можно было так всё и оставить, но мне не давала покоя необычная форма лезвия, которая делает нож уникальным и потому достойным собственного имени-названия.

Первая ассоциация — с сокиркой-топориком, переходящим в подобие алебарды. Почти такой же топорик, но на длинной рукоятке, хорошо известен в Карпатах как «бартка» — так его называют гуцулы, лемки, русины, бойки. Согласен, сходство не полное и не точное, но оно есть (см. фото справа — подарочная гуцульская бартка). Говорят, что термин происходит от слова «барда», означающего большой топор, от него же происходит и название «алебарда».

Имя ножику присвоил, а вот насколько моя бартка окажется удобной и функциональной…

На следующий после публикаци этой статьи день решил проверить остроту режущей кромки (не понимаю, почему на провёл тестирование в тот же день!). Использовал старый «дедовский» способ: удерживая лист бумаги вертикально за уголок, пытаюсь разрезать верхнюю кромку ножом. Хорошо заточенный нож легко делает ровный рез, а тупой — рвёт бумагу. Оказалось, что мою бартку нужно срочно наточить — проверки она не выдержала. Где там моё приспособление для заточки?



Комментариев нет:

Отправить комментарий