Поиск по блогу:

пятница, 25 октября 2013 г.

Стриппер и кримпер — братья навек

В отличие от мрачных и деспотичных советских времен, когда, как известно, секса не было, наша светлая и демократичная современность ознаменована тем, что уже старшая группа детского сада со знанием дела может объяснить, что стриптиз — это дразнение раздеванием. В этом контексте, уже не вызывает недоумения и выглядит совершенно логичным и предсказуемым название приспособления для снятия изоляции с проводов — «раздеватель», то есть стриппер, Правда, английское слово оказалось опасно созвучным с русским названием срамной болезни.

С кримпером дело обстояло чуть посложнее: изначально в английском языке оно обозначало щипцы для завивки волос, то есть изготовления кудряшек (они же локоны страсти, они же загогулины, они же хвыльки). В конечном итоге, и в этом случае логика переноса названия на обжимной инструмент тоже усматривается: «в ловких и натруженных руках» эти клещи настолько сминают гильзы с проводами, что превращают их в волнистые конструкции (что обеспечивает прочное и надёжное соединение проводов).

Читать дальше...
Простенький стриппер давно уже живёт в моём инструментарии, настолько давно, что я не уверен в реальности версии, описывающей его появление. Точно помню, что он входил в набор инструментов, предназначенных для ремонта компьютеров, а я многие годы использовал для устранения неисправностей в домашней электросети (ну, и в комп, конечно, лазил с его помощью).

Штуковина проста и незатейлива: умеет резать провод (лезвие расположено возле надписи wire cutter на фото слева), снимать изоляцию и ещё что–то делать, но эти дополнительные возможности инструмента использовать не приходилось и о них я только смутно догадываюсь. Вообще–то простота использования напрямую связана с требованием некоторой сноровки для успешного применения: провод вставляется в лунку, соответствующую сечению жилы (от 0,75 до 6 мм² над надписью wire stripper), губки сжимаются, проворачиваются на пол оборота вокруг продольной оси провода и, не разжимая губок, изоляция стягивается с жилы.

Пока что этот стриппер покрывает мои электроремонтные и электромонтажные потребности, но если их объёмы существенно возрастут, то наверняка потребуется более эффективный инструмент: я присмотрел себе такой недавно, но посмотрим как будут развиваться события.

Появление в моей жизни кримпера неразрывно связано с обретением проекта электрооборудования будущего родового гнезда. Оказалось, что провода при монтаже соединять скрутками нельзя (а я их раньше всегда просто скручивал плоскогубцами!), можно только паять (я это делаю довольно медленно из–недостатка практики), сваривать (вообще никогда не пробовал), соединять клеммами и опрессовкой. Даже невооружённым глазом видно, что объёмы электромонтажа предстоят немалые, и требуемое количество хороших клеммников может прогрызть заметную брешь в бюджете. Покупать же соединители подешевле может оказаться ещё более дорогим удовольствием: их придётся постоянно обслуживать, заменять и т.п.

В общем, единственной разумной альтернативой остаётся опрессовка с помощью соединительных гильз. И снова перед внутренним взором предстали перспективы монтажа: объёмы работ, довольно жёсткие медные моножилы, неудобные и труднодоступные места расположения распаечных коробок…

Интуиция подсказала, что рекомендуемая некоторыми домашними умельцами методика «сильного обжатия гильз пассатижами» окажется, мягко говоря, малоэффективной и ненадёжной. Изучение рынка обжимного инструмента позволило выделить три группы: дорогой профессиональный инструмент (цены начинаются от $150), дешёвый инструмент (цены в пределах $10) и, как всегда, кое–что посерединке.

Дорогие модели, несмотря на дифирамбы профессионалов, были мягко, но категорически отметены: этот инструментарий предназначен для зарабатывания денег, а я никаких иллюзий по этому поводу не испытываю — не прокормит меня электромонтажная стезя.

Очень дешёвые инструменты по виду мало чем отличаются от моего стриппера, только у них выемки в губках (там, где у меня резаки для изоляции) позволяют сминать гильзы с проводами. Фактически использование такого инструмента мало чем отличается от работы с пассатижами, разве что несколько уменьшается риск того, что гильзу будет излишне пережата. Кроме того, такие кримперы ориентированы на тонкостенные гильзы–наконечники, поскольку для толстостенной соединительной гильзы требуется весьма существенное усилия для сминания.

В конечном итоге, остановился я на тайваньских клещах Pro'sKit CP–371, которые позиционируются как почти профессиональные и имеют неплохие отзывы в Сети. Основная их «фишка» — возможность использования сменных комплектов матриц практически на все случаи жизни для опрессовки широкого ассортимента кабелей: я насчитал 26 возможных комплектов. Купил, пока, только один.



Должен заметить, что на сайте производителя представлена довольно невнятная информация о назначении некоторых матриц, поэтому мне пришлось напрячь более одной извилины, чтобы выбрать нужную мне пару (сначала, до подключения второй извилины, я заказал совершенно бесполезную, но вовремя снял заказ).

Что касается усилия обжатия, то его можно регулировать (фото внизу слева), а встроенный храповой механизм с трещоткой (фото внизу справа) не позволяет прекратить опрессовку гильзы на полпути: ручки блокируются до тех пор, пока пуансон полностью не войдёт в матрицу. Кстати, у инструмента длинные ручки (125 мм), которые образуют существенный рычаг и позволяют относительно небольшим усилием обжимать толстостенные гильзы (похоже, буду не очень уставать).




Комментариев нет:

Отправить комментарий